Страницы

пятница, 28 июля 2023 г.

Вкусная живопись: Анри́ Робе́р Марсе́ль Дюша́н (28 июля 1887, Бленвиль-Кревон)

  — французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-артминимализмконцептуальное искусство, и др.

Из „Кулинарной книги писателей и художников“ 1961 года можно узнать рецепт стейка Тартар от иконы концептуальной культуры прошлого столетия — Марселя Дюшана (фр. Marcel Duchamp, 1887- 1968). В данном случае, очевидно художник победил в нем теоретика концептуального искусства. Обычно, ставивший „голую“ идею превыше красоты и эстетической ценности, Дюшан представил стейк тартар как полотно, в котором вместо красок использовал разные съедобные ингредиенты.
В описании Дюшан подчеркивает, что „стейк Тартар, также известный как татарский бифштекс (Tatarský biftek, Tatarák), никак не связан с татарской кухней“ и французским соусом tartar». Происхождение стейка тартар он связывает с обычаем кочевников класть под седло лошади кусок сырого мяса, чтобы за время, пока они скачут галопом, мясо отбивалось и вялилось.

Рецепт стейка тартар от Марселя Дюшана

Из „Кулинарной книги писателей и художников“ 1961 года можно узнать рецепт стейка Тартар от иконы концептуальной культуры прошлого столетия — Марселя Дюшана (фр. Marcel Duchamp, 1887- 1968). В данном случае, очевидно художник победил в нем теоретика концептуального искусства. Обычно, ставивший „голую“ идею превыше красоты и эстетической ценности, Дюшан представил стейк тартар как полотно, в котором вместо красок использовал разные съедобные ингредиенты.

В описании Дюшан подчеркивает, что „стейк Тартар, также известный как татарский бифштекс (Tatarský biftek, Tatarák), никак не связан с татарской кухней“ и французским соусом tartar». Происхождение стейка тартар он связывает с обычаем кочевников класть под седло лошади кусок сырого мяса, чтобы за время, пока они скачут галопом, мясо отбивалось и вялилось.

Рецепт татарского бифштекса «по-дюшански»

Мелко порубите полфунта (в расчете на одного человека) самой лучшей говядины, которую можно добыть, и аккуратно соорудите из него «птичье гнездо». Поместите фарш на фарфоровую тарелку однотонного цвета — лучше всего подойдет слоновая кость, чтобы ни какие рисунки не отвлекали от естественной палитры ингредиентов блюда. В кратер «гнезда» из рубленого сырого мяса влейте два яичных желтка. Подобно венку, окружающему «гнездо», расположите по краю тарелки маленькие отдельные букетики из:

• Нарезанного белого лука
• Ярко-зеленых каперсов
• Свернувшихся серебристых анчоусов
• Мелко нарезанной свежей петрушки
• Мелко нарезанных черных оливок, в компании с желтыми листьями сельдерея

Употребление «стейка тартар»:

Как художник мастихином накладывает мазки краски на полотне, так каждый из сидящих за обеденным столом, по своему вкусу смешивает вилкой разные ингредиенты с яичным желтком и мясом. Туда же добавляет соль и перец. (В описании Дюшана, к тартару следует подавать «русский хлеб из тыквы, сладкое сливочное масло и розовое вино в бутылках»).

За много лет приготовление татарского бифштекса практически не изменилось. А красочная сервировка блюда по-прежнему напоминает художественный дизайн Марселя Дюшана. (Разве что у европейцев появился обычай вместо хлеба подавать острые чесночные гренки).

- 300 грамм нарезанной сырой говядины,
- 2 яйца,
- 1 белый лук,
- ярко-зеленые каперсы,
- анчоусы,
- свежая петрушка,
- черные оливки,
- желтые листья сельдерея.

В своих дневниках Марсель Дюшан писал: «Бифштекс, о котором я говорю, был произведен казаками в Сибири, и его можно приготовить даже верхом на лошади, если в этом возникнет необходимость». Этот рецепт взят из «Поваренной книги художников и писателей» (1961), в которой представлены 220 рецептов от 55 художников, 61 писателя, 15 скульпторов и 19 поэтов, включая Харпера Ли, Ирвинга Стоуна, Джона Китса и Мана Рэя. Сложно проверить, возможно ли приготовить рецепт Дюшана верхом на лошади, но этот рецепт действительно прост, как указывает художник.

Стремясь к художественному оформлению, Дюшан особо рекомендует сервировать блюдо на однотонной тарелке из слоновой кости, «чтобы никакой узор не нарушил распределение ингредиентов». Во-первых, уложить говядину «красиво в птичье гнездо», а в его сердцевину поместить яичные желтки. Вокруг гнезда в виде венка надо сформировать букеты из лука, каперсов, анчоусов, петрушки и измельченных оливок с листьями сельдерея. «Каждый гость сам в своей тарелке смешивает ингредиенты с яичным желтком и мясом», - заключает Дюшан. В центре стола: русский хлеб из пумперникеля (сорт ржаного хлеба), масло и бутылка розового вина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий