Страницы

вторник, 21 ноября 2023 г.

Вкусные книги: Домострой

Полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам— памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

Первым более или менее развернутым и достоверным источником сведений о русской кухне является, несомненно, «Домострой» (1550-е годы). «Домострой» — энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования. По сути, это уникальный памятник русского быта xv — XVI веков. И многие страницы в нем посвящены питанию, готовке, застольным правилам и обычаям: «С Пасхи в мясоед к столу подают: лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых (и желудок, шейку да печень куриные), баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных (кишочки, желудок да печень куриные), жаворонков, потрошек, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи.
А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, кур жареных, свинину да ветчину.
А еще в Пасхальный мясоед к столу еду подают рыбную: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей.
Из заливных подают: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину шехонскую, осетрину косячную».

«Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину — мужу, жене, и чадам, и рабам, и рабыням» — так полностью называется произведение. Собранный по крупицам из старинных источников, это действительно древнейший дошедший до нас первоисточник информации о русской кухне тех лет. Автором книги (а точнее, составителем и редактором) был известный церковный и государственный деятель того времени священник Сильвестр.

Сильве́стр (в иночестве Спиридо́н, умер около 1566 года) — русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века.
Вот характерное описание повседневной кухни, ежедневного питания хозяев и наемных работников: «Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой и ключнику поручать, как челядь кормить в какой день: в скоромные дни хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крутая с салом, и мясо, если будет, дадут к обеду: а на ужин щи да молоко или каша; а в постные дни щи да житная каша, иногда с вареньем, когда и горох, а когда и сущик, когда печеная репа. Да в ужин капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья. По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги, или густые каши, или овощи, или селедочная каша, блины и кисель, и что Бог пошлет».

Вообще, каша — основной претендент на роль русского национального кушанья. Если в чем и была разнообразна русская кухня, так это в блюдах растительного происхождения. А это действительно главным образом каши, приготовленные из разнообразных сельскохозяйственных культур — овса, ржи, пшеницы, гречихи, ячменя и т. д. Но, как вы видите из текста источника, каши делали и с добавлением более экзотических продуктов — ветчины, селедки и т. п. Впрочем, что это за «селедочная каша» — бог весть.

Конечно, это не кулинарная книга в привычном нам смысле слова. То есть не набор рецептов с комментариями относительно продуктов и способов их приготовления. Такие кулинарные книги появятся в России лишь в конце XVIII века. Пока же мы говорим о более или менее достоверных исторических источниках сведений о русской кухне.


Ну и рецепт А-ля Домострой: двойные щи, любимые А.С.Пушкиным)

Ну вот уж полдень. В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт;
Хлеб-соль на чистом покрывале,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит.
Вот так писал А.С. Пушкин в 1815 году в "Посланиях к Юдину".

Арина Родионовна потчевала "ангела Александра Сергеевича" традиционными блюдами русской кухни: ботвиньей, блинами, пирогами, ватрушками, вареньями и соленьями, и любимыми "двойными" щами, в которых ложка должна стоять.
А ещё такие щи варили "с горкой". Это когда кусок мяса в тарелке или горшочке возвышался поверх гущи. По традиции такие щи варили с репой вместо привычной нам картошки.

Современник Пушкина В. Ф. Одоевский (известный писатель и кулинарный гурман, публиковавший свои кулинарные рецепты под псевдонимом "доктор Пуф") в приложении к "Литературной газете" опубликовал рецепт двойных щей: “Я реко­мен­дую щи двой­ные. Для сего нака­ну­не сва­ри­те щи, как обык­но­вен­но, из све­жей капу­сты или ква­ше­ной, двух мор­ко­вей, одной репы и двух луко­виц; на ночь поставь­те в гли­ня­ном горш­ке на мороз; поутру разо­грей­те, про­пу­сти­те сквозь сито жижу, а гущу, т.е. и ово­щи, и говя­ди­ну, про­три­те сквозь частое реше­то и на этой жиже, а не на про­стой воде, вари­те новые щи с новой капу­стой, коре­нья­ми, говя­ди­ной, как обык­но­вен­но. А за 5 минут до готовности вылейте в щи протёртую гущу. Ложка в таких щах должна стоять”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий