Страницы

среда, 2 августа 2023 г.

Вкусные праздники: Перунов день и Колобок


У Перуна мысли быстры,
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
К. Бальмонт
В жертву приносился бык, а за неимением оного — петух. На жертвенной крови заговаривалось оружие, жрец мазал кровью чело каждого воина, после чего те надевали на голову красные повязки. Над жертвенным огнем освящались воинские обереги.
Что захочет — так сейчас.
В этот день было принято, что все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие. Во время зачина воины совершали торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступали к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, клали мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие.

Одним из самых известных персонажей русской сказки является колобок. Но, несмотря на широкую популярность, колобок остается и самым загадочным протагонистом сказочной вселенной славянского фольклора. Тайной покрыта суть колобка, то есть его состав и точный рецепт. В одном из наиболее тиражируемых вариантов сказки, опубликованном собирателем фольклора Александром Афанасьевым, описан такой процесс приготовления:

«Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить». Становятся известны два главных ингредиента — мука и сметана. В сноске к сказке Афанасьев дает определение, что колобок — это «сдобная пресная лепешка».
Более подробное описание и вариации названия сказочного персонажа можно найти в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля:

«КОЛОБ м. -бок, -бочек; колобур, колобух, колобушек, колобуха ж. -бушка, колобка, колобан м. -башка об. -банчик м. колобишка; колобища, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; кокурка, толстая лепешка, клецка из пресного теста, ино на молоке; пряженец кислого теста, олон. круглый пирог, с толокном».

Появляются новые подробности об ингредиентах или их вариациях — толокно и молоко. В конце сказки в сборнике Афанасьева 1913 года стоит примечание: «cм. варианты в «Русских сказках для детей», изданных Авдеевой».

Екатерина Авдеева, писательница и собиратель русских народных сказок, в 1844 году издала книгу «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою». В варианте сказки, записанной Авдеевой, указан такой способ приготовления колобка: «Старуха взяла крылышко, пошла мести по сусекам, сгрести по залавкам и намела пригоршни с двои муки. Сделала она опару, замесила тесто, состряпала колобок и посадила в печь». «Сметана» из сказки Афанасьева в этой версии не упоминается, зато появляется «опара», что вполне объясняет пышную, круглую форму колобка.

Неизвестно точное количество вариантов сказки «Колобок», но если провести сравнительный анализ 19 славянских версий сказки, с которыми удалось ознакомиться, то можно получить следующую статистику упоминаний ингредиентов:

— На сметане — 7 раз.
— На опаре (квашне) — 4 раза.
— С толокном — 1 раз.
— На меду — 1 раз.
— Без упоминания дополнительных ингредиентов — 8 раз.

Резюмируя «сказочную» рецептуру колобка, получаем основные ингредиенты — мука (чистая или с примесью толокна), сметана (молоко), опара (квашня). Для выпечки, необходимы печь и навыки технологии «пряжения», то есть вариации фритюра, при которой блюдо готовилось в толстом слое перекаленного масла.

Готовим как в жизни
Если сказочные описания рецепта колобка дают общее представление об используемых продуктах, то исторические упоминания блюда «колобок», «колоб» или похожего добавляют подробностей о пропорциях ингредиентов.
В книге историка Ивана Забелина «Домашний быт русского народа» приведены «Росписи царским кушаньям», составленные в 1610–1613 годах. «Росписи» были подготовлены для польского царевича Владислава IV, чтобы ознакомить его с традициями русской кухни. Согласно договоренности между семибоярщиной и польским королем Сигизмундом, Владислав должен был занять русский престол.

В кулинарном списке «Росписи» можно встретить блюдо «колоб», которое рекомендовалось готовить в период «осеннего мясоеда»: «в нем 3 лопатки муки крупичатые, 25 яиц, 3 гривенки сала говяжья». Достоверных сведений о мере веса «лопатка» нет, согласно версии профессора и исследователя русской кухни Николая Ковалева, «лопатка» равна 1,2 килограмма. «Гривенка» же равна 204,8 граммов.

В более поздних кулинарных сборниках можно встретить рецепт «колобового пирога», схожий по составу и технологии производства со «сказочными» и «царскими» колобками. Так, в книге «Русская поварня», изданной 1816 году помещиком и составителем сборников по домоводству Василием Левшиным, в разделе блюд для стола «в мясоед» опубликован такой рецепт:

«Замесить тесто на яичных желтках и горячей воде круто, после чего натирать оное свежим говяжьим почечным салом, т.е., раскатывая скалкою, класть на тесто сало и втирать оное, продолжая раскатывание и складывая раскатанный лист. Когда тесто будет довольно натерто, сделать из оного круглый пирог по вышесказанному со следующею начинкою: изрубить говядины несколько крупно, с прибавкою многого луку и приправою перцу; пообжарить в сале говяжьем и еще перерубить очень мелко. Этим крошевом начинить пирог, сделать из того же теста крышку, влить мясного отвару, или положить кусок льду; накрыв и защипав, печь на сковороде в горячей печи».

Колобок — сложный образ. Он одновременно несет в себе самые смертоносные силы, будучи духом неупокоенного мертвеца, и при этом он хлеб — то есть самое святое и чистое, что только может быть. Сложно сказать, почему он ведет себя максимально хорошо: сразу покидает мир людей и катится в лес, в потусторонний мир».

Комментариев нет:

Отправить комментарий