Страницы

воскресенье, 29 октября 2023 г.

Вкусная литература: Анзия Езе́рская (29 октября 1880, Плоньск, Мазовецкое воеводство, Российская империя)

 

Анзия Езе́рская (29 октября 1880, Плоньск, Мазовецкое воеводство, Российская империя) — американская писательница польского происхождения, преподаватель.

Я подумала о ней недавно, читая Анцию Езерскую (1880–1970), польскую русскую еврейскую иммигрантку, переехавшую в Нью-Йорк в 1890-х годах, чьей самой известной работой является роман «Дающие хлеб» (1925 ) . Как выразилась в предисловии к своей книге профессор Колумбийского университета Элис Кесслер-Харрис, Езерска пишет о том, как она была иммигранткой и молодой женщиной «в мире, где амбиции были путем к американизации, а амбиции, казалось, созданы для мужчин». На характерном и ярком языке книги Езерской отражают жизнь ныне исчезнувшего еврейского Нижнего Ист-Сайда. При жизни она получила кратковременное признание, умерла в безвестности, а с 1975 года (отчасти благодаря упорству Кесслер-Харрис) снова вышла в свет, постепенно становясь частью нового феминистского канона.

На первый взгляд кажется, что у нас с ней не так уж много общего. Герои Езерской — бедные и голодные, работники потогонных мастерских или продавцы селедки, живущие в мире явного сексизма, где женщины считаются морально и интеллектуально ниже мужчин. Их отцы или мужья являются вершителями своей судьбы. В этом мире естественная обязанность дочери – работать, чтобы поддержать своего отца. Когда она выходит замуж, это ее обязанность сделать это ради денег. Женщины являются титулованными «дателями хлеба», работают, чтобы прокормить семью, едят только бульон, в то время как мужчины получают «жирную часть картофельного супа» и «все маленькие кусочки сала и жареного лука». Их прямыми наследниками сегодня были бы женщины-иммигрантки из обществ, где доминируют мужчины, или женщины из консервативного еврейского общества, а не офисные девчонки того типа, которым я когда-то была. Тем не менее, каким-то образом проблемы находят отклик.
Сюзанна не была той дикой аномалией, какой я ее считал. Ее жизнь (или то, что, как мне кажется, стало ее жизнью) в общих чертах выглядит так же, как сложилась моя. Я тоже в конце концов женился и вроде как ушел с работы, чтобы растить детей. Молодой человек, работающий в офисе, был бы ошеломлен, узнав, сколько времени я теперь трачу на приготовление еды и мытье посуды. Этот результат не такой, как я планировал, но он также не является чем-то необычным среди знакомых мне женщин, и я думаю, это верно даже для тех, кто продолжал работать. Амбиции уже не являются уделом мужчин, как это было во времена Езерской, но для женщин амбиции по-прежнему бесконечно осложняются работой по уходу. Фокус (который, возможно, знала Сюзанна, но не я) в том, что никакого волшебного трюка не существует. Вы никогда не прекращаете работать.

Отчасти радость Анзии Езерской заключается в том, что она не хотела иметь ничего общего с работой по уходу. В первых сценах «Дающих хлеб» , когда десятилетняя Сара Смолинская, полуавтобиографическая дублерша Езерской, голодна и начинает продавать селедку, чтобы положить еду на стол, она говорит: продай… Уже не как пожарная машина, а как полный дом голодных ртов мое сердце кричало: «Селедка, селедка!» Два цента за штуку! Она всегда горит — писать, осуществлять свои мечты, «когда-нибудь сделать из себя человека и выйти среди людей!» Голос замечательный и вдохновляющий. Сара бросает мать, оскорбляет отца, оставляет семью и сестер, и все это в погоне за мечтой, которая включает в себя самоопределение, доход и брак по любви, а не ради денег. «И когда у меня появится любовник, я не хочу, чтобы отец подвергал сомнению его зарплату», - говорит она. "Нет! Для меня нет никого из Эссекса или Хестер-стрит… Мне бы нужен человек американского происхождения, который был бы сам себе начальником. И позволил бы мне быть моим собственным боссом. И никаких отцов, и никаких матерей, и никаких потогонных мастерских, и никакой селедки!»

Учитывая все это, приготовление еды по-Езерской может показаться донкихотством, тем более, что традиционные еврейские блюда, о которых она упоминает — латкес, локшен кугель, штрудель, селедка и лук на черном хлебе — были продуктами, которые она ненавидела и представляла собой мира, который она хотела оставить позади. Время приема пищи у нее стрессовое: люди голодны, ругаются друг с другом, еды всегда не хватает. В «Дающих хлеб» две женщины, соревнующиеся за одного и того же мужчину, оскорбляют локшен кугель друг друга, пока одна из них находится на смертном одре. Сара Смолински хочет есть «салат, шпинат и другие овощи», как американка. Но настоящий блеск и причина, по которой эти книги так питательны, заключаются в том, что персонажи никогда не могут полностью отказаться от своего наследия. Независимость Сары завоевана с большим трудом и требует настоящих жертв. В конечном итоге она оказывает финансовую поддержку своему престарелому отцу, хотя он этого не заслуживает. Езерская олицетворяет не феминистскую победу, а «муку повседневной борьбы за то, чтобы жить против зерна», по словам Кесслер-Харрис. Она знает, что есть сны, а есть то, что происходит на самом деле, и напряжение между ними является условием нашей жизни. Мне бы хотелось, чтобы я не понимал это так хорошо, но я понимаю.


Мой рецепт латке принадлежит Ники Расс Федерман, владелице легендарного нью-йоркского гастронома Russ & Daughters в четвертом поколении, и в нем было больше ингредиентов (пищевая сода, маца, топленое масло), чем в более традиционных рецептах, которые я нашел. Это были лучшие латкесы, которые я когда-либо пробовал.

Лучший латкес
Адаптировано из Ники Расс Федерман через Food & Wine .
2 1/2 фунта картофеля, крупно натертого на терке
2 больших взбитых яйца
1/4 стакана мацовой муки
3 столовые ложки несоленого сливочного масла, растопленного и слегка охлажденного 2
ч . масло, для жарки яблочного пюре, для подачи сметаны, для подачи копченого лосося, для подачи
В дуршлаг, установленный над большой миской, горстями отожмите натертый картофель, пока он не высохнет. Слейте жидкость из миски, оставив крахмалистую массу на дне. Добавьте картофель вместе с яйцами, мукой из мацы, сливочным маслом, солью, перцем и разрыхлителем. Тщательно перемешайте.

В большой сковороде нагрейте восьмидюймовый слой масла, пока оно не начнет мерцать. Выложите четверть стакана теста для латке на сковороду на расстоянии примерно двух дюймов друг от друга и слегка разровняйте лопаткой. Обжарьте латкес на среднем огне, перевернув один раз, до хрустящей корочки и золотистого цвета, примерно по пять минут с каждой стороны. Переложите латкесы на бумажные полотенца, чтобы они стекали, затем переложите на блюдо и сохраняйте в тепле. Повторите то же самое с оставшимся тестом. Подавайте с яблочным пюре или лососем и сметаной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий