Страницы

вторник, 26 сентября 2023 г.

Вкусная литература: Серге́й Никола́евич Дуры́лин (26 сентября 1886 г., Москва)

русский педагог, богослов, литературовед, религиозный писатель и поэт.

Сергей Дурылин, «В родном углу»
…На Хитровом рынке была народная столовая, где кормили бесплатно; были еще несколько таких столовых и в других густонародных «палестинах» Москвы! Как же они могли существовать, эти столовые, чем, кого и на какие средства они кормили?

Я это узнал в день смерти моей матери. Она всегда отличалась особой жалостью к людям бездомным, нищим, беспутным и всегда, где могла, спешила не только подать им монету, но и приветить их чем-нибудь потеплее: накормить пирогом, сунуть в руки сверток с какой-нибудь домашней едой и т. п. Когда, бывало, ей поперечут:

– Настасья Васильевна, зачем вы ему подаете?! Он все равно в кабак снесет, – мама отвечала:– Куда снесет – это его дело, а мое – подать.

Я заказывал «кондитеру» поминальный обед на день маминых похорон, а сам подумал: «А кто бы ей самой был особенно приятен и нужен за этим обедом?» И вспомнил про ее отношение к бездомникам и беспутникам.

Я поехал на Хитров рынок в бесплатную столовую, содержавшуюся каким-то благотворительным обществом, и узнал следующее. Столовая принимает заказы на поминальные и на заздравные обеды для выдачи их неимущему населению Москвы на таких условиях: заказывающий платит по гривеннику за обед; за этот гривенник обедающему дается тарелка щей с мясом и фунтом хлеба, тарелка грешневой каши с коровьим топленым маслом и небольшое блюдце кутьи (коливо).

К известному часу в столовую может прийти обедать всякий безданно-беспошлинно и, что особенно важно и отрадно, беспаспортно. Просто человек – кто б он ни был: босяк в рубище или генерал с красными лампасами – становится «в очеред» желающих обедать; никто и ничего с него не спрашивает, а когда наберется сто человек, сажают их за стол, и они обедают.

Перед обедом объявляют, что обед дается «во здравие такого-то раба Божия Алексия» или «за упокой рабы Божией Анастасии». Кто хочет, помянет этих рабов Божиих, а кто не хочет – его воля: пообедает и без помину. Обедов отпускалось в день столько, сколько внесено было пожертвований и сколько позволяли проценты с небольшого благотворительного капитала.

Я внес десять рублей – и в день похорон мамы ее помянули сто человек, «их же имена Ты, Господи, веси». Но люди состоятельные вносили и по сто, и по пятьсот, и по тысяче рублей – и кормили, стало быть, не сотню, а сотни и тысячи людей не один день, а в течение сорока дней, когда правится сорокоуст по покойнику.

Каждый обедавший – кто б он ни был – был гостем не учреждения, не заказчика обедов, а того здравствующего или почившего человека, во имя которого созывали на обед. Стало быть, и положение этого обедающего было совершенно независимо: никто не подавал ему милостыни, и ни у кого он ее не просил, и ни к чему его не обязывал съеденный обед – ни к благодарности, ни к благочестию, ни к работе. Зашел в столовую, пообедал и ушел. Вот и всё…

Коливо: афонский рецепт

Коливо –ритуальный зерновой «хлеб», который приносят в церковь православные в пятницу первой недели Великого поста. Коливо подают также в начале поминального обеда. 

Христианская традиция употреблять коливо принесена на Русь после введения христианства. Эта традиция имеет интересную историю. Юлиан II Отступник решил испоганить христианский Великий пост и дал приказ тайно окропить все продукты на рынках идоложертвенной кровью. Однако дух мученика Феодора предупредил христиан о коварном замысле Отступника и посоветовал единоверцам вместо оскверненных продуктов приготовить «коливо» из домашних запасов пшеницы и мёда.

  • Ингредиенты
  • Орехи лесные — 100 гр.
  • Орехи грецкие — 100 гр.
  • Пшеничные сухари  — 250 гр.
  • Миндаль — 100 г.
  • Изюм — 250 гр.
  • Кокосовая стружкам- по вкусу
  • Сахарная пудра – по вкусу
  • Тертая корица  — по вкусу
  • Сахарный песок  — по вкусу

Вечером необходимо сделать следующие заготовки: сухари, орехи и  изюм мелко растереть. Пшеницу замочить в воде.

Утром пшеницу отварить в сладковатой воде до размягчения (процесс займет около двух часов). Высыпать рассыпчатую, но мягкую пшеницу на дуршлаг, потом завернуть в марлю и подвесить по подсыхания. Охлажденную и подсушенную пшеницу смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, сухарями, добавить сахара по вкусу. Тертые сухари впитывают излишки влаги и делают коливо рассыпчатым.

Затем коливо надо выложить на большое блюдо и прихлопнут плоским предметом для придания плоской цилиндрической формы, посыпать сверху сухарями, увенчать все слоем сахарной пудры.

Совет: коливо можно украсить сухофруктами и орехами, корицей. К коливу желательно подать в отдельном соуснике постное молоко (сочиво), которое делается из мака, смеси грецких и лесных орехов, миндаля.




Комментариев нет:

Отправить комментарий