Страницы

понедельник, 22 мая 2023 г.

Вкусная живопись: проект «На вкус и цвет…» Третьяковской галереи.

Днём основания Государственной Третьяковской галереи – национального музея русского изобразительного искусства 10-21 веков принято считать 22 мая 1856 года. Поставив себе ещё в молодые годы цель создать музей русской национальной школы живописи, Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни. 

Еда как первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в российском искусстве с XIX века по настоящее время. В структуре нового регионального проекта Третьяковки  и отражен образ трапезы как процесса с делением на первое, второе и третье. Каждому этапу цикла, в который вовлекается зритель, соответствует определенный зал, произведения в котором подобраны и объединены в различные «гастрономические репертуары» — от минимализма и аскетизма в начале визуального повествования до гипертрофии в финале.

В состав экспозиции войдет около 150 произведений из музейных и частных собраний. Впервые в Самаре будут представлены знаменитые шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи: работы П. Федотова, В. Перова, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, И. Машкова.

Проект призван привлечь внимание художественного сообщества, жителей Самары и гостей города к новой выставочной и культурно-образовательной площадке, сделать ее популярной, а также предложить зрителю взглянуть на тему еды в искусстве с неожиданного и остроумного ракурса.

Картина Зинаиды Серебряковой «За обедом». Про название часто спорят, у картины есть второй его вариант — «За завтраком». Произведение написано в 1914 году. Тогда многие семьи жили по европейским традициям: с утра легкий перекус в виде чая и яблока, а ближе к полудню накрывали второй завтрак, с супом, булочками и закусками, больше напоминающий наш привычный обед.

Картина «За обедом» автобиографична, на ней художница изобразила своих детей — Женю, Шурика и Танюшу. За кадром осталась младшая дочь Катюшка, которая была еще на тот момент несамостоятельной. Много картин Зинаида Серебрякова посвятила своим детям.

Интересно, как показан внутренний мир каждого ребенка. По выражению лица, позе и глазам можно сказать, насколько дети разные и как они похожи. В описании картины Серебряковой «За обедом» искусствоведы отмечают, что старший сын Женя — мечтательный и задумчивый мальчик, семилетний Шурик — живой и подвижный, Танюша — любознательная и активная малышка, все эти черты характеров хорошо показаны на холсте.

Картина Серебряковой «За обедом» демонстрирует нам повседневную сервировку стола, принятую в то время. Сегодня мы бы сказали, что это праздничный обед — очень нетипичной для нас является подача первого блюда. Стол покрыт белоснежной скатертью; на нём стоит фарфоровая супница, и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам (согласно описанию само́й Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп»). Эти дети, став взрослыми, свяжут свои жизни с искусством, проживут непростые судьбы, но выхваченная из бега времени картина «За завтраком» навсегда сохранит образ их уютного и счастливого детства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий