Страницы

пятница, 29 августа 2025 г.

Вкусное Средневековье: Винсент из Бове (1190, Бове — 1264, Бове)

 

Винсент из Бове (1190, Бове — 1264, Бове) - средневековый французский хронист, энциклопедист, богослов, философ и педагог, монах-доминиканец из аббатства в Бове, придворный чтец, библиотекарь и воспитатель детей короля Людовика IX Святого.

Вероятно, учился в университете в Париже, и около 1218-го или 1220 года вступил там в орден доминиканцев. В 1246 году стал субприором доминиканского монастыря в Бове, основанного около 1225 года королём Людовиком IX.

При посредничестве руайомонского аббата Радульфа Винсент получил известность при королевском дворе. По словам духовника королевы Маргариты Прованской Гийома де Сен-Патю, любознательный король лично посещал лекции Винсента, усаживаясь у ног магистра вместе с простыми монахами. Примерно с 1250 года Винсент поступил на службу к Людовику, сначала в качестве придворного чтеца, а затем — библиотекаря и капеллана. В числе прочего, король помогал ему приобретать необходимые книги как для королевской библиотеки, так и для личных нужд.

Главным трудом Винсента является универсальная энциклопедия гигантского объёма «Зерцало великое» (лат. Speculum majus). Энциклопедия давала обширные сведения по философии, истории, естественным наукам, накопленные европейскими учёными книжниками к середине XIII столетия, ставшего веком классификации во всех областях тогдашних знаний. В ней комментировались отрывки из античных авторов, богословские труды. Современные исследователи насчитывают свыше 400 источников, использованных Винсентом при составлении «Зерцала великого», представляющего собой систематизацию знаний того времени по различным вопросам. Написанное на латыни, оно состоит из 80 книг и 9885 глав, являясь, по сути, самой значительной энциклопедией Средневековья.

Vincent de Beauvais, Miroir historiale (сер.15 века). Художник Maître François ( активен 1462-14800
«Накануне Своей смерти, во время иудейской Пасхи, которую Он разделил со Своими апостолами, Иисус установил Евхаристию (преображение хлеба и вина) в память о Своей жертве: «Сие есть Тело Моё [...], сия есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матфея 26:26). Евхаристия (буквально «благодарение» по-гречески) знаменует собой знак окончательного присутствия Бога среди людей и с первых веков становится основой христианской литургии.
Во время последней трапезы, которую Он разделит со Своими учениками, Иисус омывает ноги Своим друзьям, тем самым принимая на себя роль слуги Бога и людей, и призывая Своих учеников следовать за Ним. (Иоанна 13:1-20)»

Что было на столе у Христа и Апостолов? Что ели на Тайной Вечери? Ягненок, пресный хлеб, зелень, и, возможно, соус на основе сока граната, с миндалем, сливами, орехами, финиками, медом и вином? Это могло быть на столе у Апостолов, ведь речь идет о еврейской Пасхе.


Меню последнего ужина Христа и Апостолов не описано в Евангелии, но в Книге Исхода есть описание ужина. Евреи покидали Египет, чтобы отправиться в Землю Обетованную. Поели в спешке, и получили напутствие отмечать ежегодно это событие. В католической религии этот ужин из празднования исхода превратился в утверждение евхаристии. Изображения его с веками стали предлагать нам на столе разнообразную пищу, далекую от традиций Ветхого Завета.

Художники изображали то, что хотели на столе у Христа и Апостолов? Нет, конечно. В средневековье представления о дарах природы не связывалось с материальным, а видело в событиях, в природе и даже в предметах необьяснимое и божественное. Все становилось символичными, приобретало тайный смысл. Так определенные животные и растения стали указывать на кровь Христа, а павлин, мясо которого еще у римлян считалось не поддающимся гниению, превратился в символ Воскрешения, подразумевал человека не запятнанного грехами и предназначенного к бессмертию.

Ученые установили что предположительно подавали к столу во время Тайной Вечери, последней трапезы Иисуса Христа с двенадцатью учениками. На столе тогда были рагу из фасоли, баранина, оливки, пряности и крепленое вино.

Исследование палестинской кухни первых веков нашей эры провели двое итальянских археологов - Дженерозо Урчиоли, специализирующийся на истории раннего христианства, археолог из центра Петри, и Марта Бероньо, археолог и египтолог Туринского египетского музея. Для составления меню Тайной Вечери и, в целом, для описания обычаев в принятии пищи в Иерусалиме I в. н. э. археологи изучали библейские псалмы, Тору, работы римских историков, а также археологические данные указанного периода.
Урчиоли рассказывает, что в Библии с большими подробностями описано что происходило на Тайной Вечере, однако, не сказано что именно ели Христос и апостолы. Логично было бы предположить, что, поскольку Иисус был евреем, он и его ученики соблюдали традиции принятия пищи, описанные в Торе. Еврейский закон устанавливает определенные ограничения на приготовление и употребление тех или иных продуктов, не вызывает сомнения, что присутствующие на последней трапезе их выполняли.

Сцена Тайной Вечери увековечена на знаменитой фреске Леонардо да Винчи, которая, по мнению Урчиоли исторически неверна.
На самом же деле трапеза проходила совсем не так, - подчеркнул Урчиоли. В то время в Палестине блюда ставили на низкие столики, вокруг которых располагались гости на мягких подушках и коврах, и все принимали пищу полулежа, но никак не за большим прямоугольным столом, накрытым скатертью как изображает Леонардо.

Посуда, из которой апостолы ели, скорее всего была сделана из камня. Археологи находят множество каменных сосудов, тарелок, чашек и кувшинов близ Иерусалима и в Галилее, датируемых первыми веками нашей эры. Согласно еврейской традиции при приготовлении и принятии пищи необходимо соблюдать чистоту и не смешивать мясное и молочное, каменная посуда считается в этом смысле наиболее "чистой", после мытья в ней не остаются частицы пищи от предыдущей трапезы. Положение гостей за столом также имеет четкую регламентацию, наиболее важные люди помещались непосредственно справа и слева от хозяина дома или главного гостя. В Евангелии от Иоанна указывается, что Иуда был одним из любимых учеников, поэтому скорее всего он сидел слева от Иисуса.

Рассказывая о составе меню на Тайной Вечере в своей книге, Урчиоли и Бероньо попытались установить и время ее проведения. По их мнению, Тайная Вечеря произошла во время праздника кущей (Суккот), осеннего праздника в память о годах, проведенными евреями в пустыне после Исхода. Это, однако, не согласуется с Евангелием от Марка, в котором сказано, что Иисус готовился к тайной вечере в первый день опресноков, когда приносили в жертву пасхального агнца. Если Тайная Вечеря случилась во время Пасхи, то скорее всего обед включал и баранину.

В Писании сказано что на Тайной Вечере подавали пресный хлеб и вино. Иисус преломил хлеб и благословил вино, и сказал апостолам, что хлеб - это его тело, а вино - его кровь. Так появился обряд Евхаристии. Урчиоли и Бероньо полагают, что помимо прочего на столе также были чолнт (традиционное еврейское субботнее блюдо из мяса, овощей, крупы и фасоли, готовящееся на медленном огне), оливки в иссоповом масле (иссоп - пряность с имбирно-шалфейным вкусом), горькие травы с фисташками и харосет (фруктово-ореховую пасту).

Чолнт или чулнт (от идиш טשאָלנט чо/улнт; на западном диалекте идиш שאלעט шалет), также хамин (от ивр. חם, «хам» — «горячий»), — традиционное еврейское субботнее горячее блюдо, то есть блюдо на Шаббат, приготовленное из мяса, овощей, крупы и фасоли. Сефарды также обычно кладут поверх чолнта цельные яйца в скорлупе, называемые хаминадос.


Слово чолнт/чулнт предположительно провансальского происхождения, как и значительный слой средневековой религиозной лексики идиша.
Идея чолнта заключается в приготовлении горячего блюда при соблюдении религиозного запрета на разжигание в Шаббат огня.
Чолнт готовится в горшке. Ставится в печь в пятницу накануне наступления субботы и томится до следующего дня. В новое время, когда традиционных русских и литовских печей почти не осталось, применяют другие способы приготовления, стараясь достичь правильного вкуса.
В еврейских местечках чолнт часто не готовили дома, а относили в местную пекарню и ставили в остывающую печь. Чолнт дал повод для большого количества идиом и пословиц в еврейском языке идише — например: «С ним только чолнт есть» — означает негодного человека или того, которого не хотят принять в компанию, «Жизнь, как чолнт — что положишь, то и будешь кушать».

Это интересно: Какие части говядины и для чего лучше всего использовать
Варить чолнт можно сверху на плите в кастрюле или казанке, а также в духовке или мультиварке. Технически рагу готово уже через 3 часа, но чолнтом оно станет не менее чем за 12 часов.
  • Крупа перловая 200 г
  • Фасоль 200 г
  • Картофель 200 г
  • Лук желтый репчатый 200 г
  • Чеснок, зубчики 2 шт.
  • Говяжья грудинка 500 г
  • Растительное масло 50 г
  • Бульон на костях 600 г
  • Мед 60 г
  • Паприка молотая 10 г
  • Корица молотая 5 г
  • Лавровый лист 2 шт.
  • Соль, Перец черный молотый
Фасоль замочите на 6 часов или на ночь. Затем воду слейте, фасоль промойте. Промойте также перловую крупу. Грудинку нарежьте большими кусками и натрите смесью из перца, паприки, соли, корицы.
Одну луковицу очистите и крупно нарежьте, вторую оставьте в шелухе, она придаст чолнту нужный цвет. Нарезанный лук обжарьте на растительном масле. Затем выложите его на тарелку. Обжарьте в том же масле грудинку.
На дно большой кастрюли или казанка положите мед и нагрейте до карамелизации. Налейте немного бульона и размешайте. Положите фасоль, крупу, жареный лук и целую неочищенную луковицу, зубки чеснока в шелухе, грудинку, лавровый лист. Налейте бульон, долейте воду, чтобы полностью покрыть все ингредиенты.
Доведите рагу до кипения, снизьте огонь и готовьте под плотно закрытой крышкой от четырех часов до 15 часов, иногда проверяя и подливая, если нужно горячую воду. Или поставьте его в духовку, разогретую до 200°С, и готовьте 8-12 часов, проверять тоже нужно. Чем дольше тушится чолнт, тем он получается вкуснее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий