Страницы

пятница, 2 июня 2023 г.

Вкусная Италия и Древний Рим:

Итальянцы вспоминают важные события, произошедшие в 1946 году, и отмечают День Республики (итал. Festa della Repubblica Italiana). Этот день считается рождением новой системы правления в государстве — с этого дня Италия перестала быть монархией и перешла на республиканский строй правления.

Обычно в этот день в крупных городах проходят военные парады и множество торжественных, памятных и развлекательных мероприятий. В Риме по проспекту Императорских форумов от Колизея к подножию Капитолия проходят праздничные колонны, в которые входят представители всех родов войск.

Еда простого древнего римлянина
Кулинария сословий, конечно, различалась, но были и общие черты. Прежде всего жителей империи объединяло относительное однообразие продуктового набора. В Средиземноморье не было продуктов, которые сегодня кажутся самыми простыми: никакого картофеля, томатов, риса, баклажанов, бананов, ананасов, подсолнечного масла, кукурузы, сладких перцев (хотя и называемых «болгарскими», но привезённых тоже из Америки), апельсинов и мандаринов, лимонов (из цитрусовых вообще был известен лишь цитрон) и многого другого.
Зато выращивали огурцы, кабачки, капусту, репу, тыквы лук, маслины, салаты и брюкву. Из фруктов и ягод — яблоки, груши, инжир, гранаты, айва, персики, сливы и виноград. Привычной едой были и бобовые: горох, чечевица и бобы. Эти продукты как хороший и всегда доступный источник белка питал простых римлян, а также рабов и был основой диеты воинов и гладиаторов. К бобовой похлёбке часто добавляли чеснок и лук, всегда имевшиеся в изобилии.
В 1-м в. до н. э. Марк Теренций Варрон писал: «От дыхания наших дедов и прадедов разило чесноком и луком, но их дух был духом мужества и силы».
Важной частью рациона были зерновые и их производные — каша и хлеб. Каше (как правило, полбяной и пшённой) римские писатели отдают предпочтение как умеренной повседневной еде, которой придерживались предки, сделавшие Рим великим. Валерий Максим в 1-м в. н. э. восхищался «наблюдаемой от древних простотой в кушанье». И до 3-го в. до н. э., когда наступил подлинный экономический расцвет республики, большая часть римлян (и даже знать) питалась скромно. Овидий (1-й в. до н. э. — 1-й в. н. э.) так описывал в одном из произведений обед, данный гостям его помещёнными в древность персонажами Филемоном и Бавкидой: немного припасённой копчёной свинины, овощи из огорода (редька и салат), молоко, яйца, орехи и ягоды, сливы и виноград. Гостям предложили также мёд, вино и «радушье». Довольно добротный стол для небогатой пары.

Что ещё объединяло всех римлян? Конечно, вино, доступный и полезный напиток. Его пили все слои населения, как правило, сильно разбавленным водой и часто подслащённым мёдом. Реже пили пиво.

Примерно с 3-го в. до н. э. состоятельные римляне не ограничивались незамысловатой кашей и хлебом, а всё больше стремились отведать изысканных блюд. Даже если не вспоминать императоров, которые ради эстетики могли потребовать добавить в экзотический тогда рис жемчужины, еда знати и так всё сильнее поражала воображение.
В период ранней империи философ Сенека протестовал против всяких излишеств: «Неужели, по-твоему, грибы, этот вкусный яд, не делают своего дела исподтишка, даже если сразу не вредят? […] Неужели ты считаешь, что податливая мякоть этих устриц, раскормленных в иле, не оставляет в желудке тяжёлого осадка? Неужели ты полагаешь, будто приправа, эта драгоценная сукровица протухших рыб, не жжёт солёной жижей наших внутренностей? Неужели, по-твоему, эти гноящиеся куски, что идут в рот прямо с огня, остывают у нас в утробе без всякого вреда? Как мы сами себе противны, когда дышим винным перегаром! Можно подумать, будто съеденное не переваривается внутри, а гниёт! Я вспоминаю, что когда-то много говорили об изысканном блюде, в которое наши лакомки, поспешая к собственной погибели, намешали всё, за чем они обычно проводят день: съедобные части венериных и иглистых раковин и устриц были разделены проложенными между ними морскими ежами, сверху лежал слой краснобородок (прим. — рыбы) […]. Лень уже есть всё по отдельности — и вот на стол подают то, что должно получиться в сытом животе. Не хватает только, чтобы всё приносилось уже пережёванным».
Сколько же роскошных пиров увидел философ, если это ассорти вызывало такой гнев! Можно себе представить.

Рецепт, по которому и сегодня каждый из нас может сделать древнеримский ужин
Уже упомянутый кулинар Апиций даёт и многие рецепты, которые сегодня можно счесть вполне приемлемыми. Некоторые богатейшие его современники, возможно, и признали бы этот рецепт простоватым, да и человеку 21-го в. он не покажется чрезмерно сложным.

Курица в соусе с тимьяном
Готовая (варёная или обжаренная) курица (1,5 кг); ½ ч. л. молотого перца; 1 ч. л. тимьяна; ½ ч. л. кумина; щепотка фенхеля; щепотка мяты; щепотка розмарина или руты; 1 ч. л. винного уксуса; ¼ чашки измельчённых фиников; 1 ч. л. меда; 2 чашки куриного бульона; 2 ч. л. оливкового или сливочного масла. Перетрите в ступе перец, тимьян, кумин, фенхель, мяту и розмарин. Смешайте с уксусом, финиками, мёдом, бульоном и маслом. Доведите до кипения. В течение 30 мин. тушите в соусе готовую курицу.
Приятного аппетита!

Комментариев нет:

Отправить комментарий