Страницы

четверг, 2 октября 2025 г.

Вкусное Средневековье: Крестьянин в средние века

 

На средневековом Западе сельское хозяйство было основой экономики; производство полезных для человека растений и животных занимало большую часть населения. Если это превосходство не полностью отражено в иконографии, тем не менее сельский мир охотно изображается, предлагая представление об условиях крестьянской жизни: деревнях, домах, полевых работах...
По изображениям, оставленным Средневековьем, часто бывает трудно понять точную обстановку, в которой живут крестьяне.

Деревня как место жизни редко остается самоцелью в религиозной, но также и в светской иллюминации, где ансамбли домов на заднем плане вписываются в ландшафт, чтобы просто предложить среду обитания. Изображение нескольких групп жилищ, сгрудившихся вокруг церквей и разбросанных в густом лесу, как на миниатюре из книги "Свойства вещей" Варфоломея Английского, датируемой 15 веком, является исключительным. Совсем другое - это показания, полученные из редких деревенских обзоров, таких как Герб Ревеля. Они хорошо напоминают общий вид укрепленной деревни 15 века; ограждение, почти всегда зубчатая стена, замок и церковь являются ее порождающими и объединяющими элементами. Дома, довольно часто расположенные ярусами вдоль склона, в большинстве своем выходят на главную улицу; огороженные садики расширяют их сзади и украшают пейзаж.


Помимо сгруппированной среды обитания, на иллюминациях и особенно на календарях раннего средневековья изображен сельский дом во время работ, проводимых во дворе. Дом часто окружен пристроенными постройками: один сарай можно использовать для виноделия, другой - для зерновых и обмолота зимой. Последний здесь увенчан мансардой, которая там будет украшать жилище. Другие хозяйственные постройки предназначены для животноводства. Овчарня, которая часто сводится к простой крыше на угловых столбах, реже жилище окружает сарай или навес, служащий свинарником.
Иконография, если она не позволяет узнать количество и расположение различных комнат в доме, приводит нас в общую комнату. Действительно, именно здесь в январе и феврале по календарю крестьяне обедают или отдыхают у костра. Очаг находится на одном уровне с полом, прислонен к стене или в центре комнаты, чтобы избежать опасности возгорания, если только простая коническая вытяжка не выходит на крышу через наружный воздуховод; иногда дымоход состоит из прочных опор.
Сельские жители и крестьяне. Эти образы созданы сельскими жителями, чаще крестьянами за работой. Большую часть времени дети отсутствуют. Только на некоторых миниатюрах Tacuinum sanitatis они играют или сопровождают своих матерей в саду, чтобы собирать овощи или собирать фрукты. Старые люди тоже забыты, хотя некоторые работы, которые считаются особенно важными, например посев, предназначены только для зрелых мужчин, возраст которых обозначается бородой


Место, отведенное женщине на иллюстрациях, шире, но оно не связано с ее ролью в обществе. Действительно, до 13 века крестьянка фигурировала только в исключительных случаях. Было ли это потому, что до этого в календарях было мало что, кроме аграрных сцен, где единственным персонажем был мужчина, или, скорее, потому, что декоративные программы диктовались религиозными деятелями, исповедующими определенное недоверие к женщине?

Только в 14 и особенно в 15 веках можно увидеть, как крестьянка занимается различными домашними делами, хотя она практически никогда не появляется в роли матери. В основном это прядение, которое, как и для Евы, является ее привилегированным занятием: рогоз не покидает ее. Она также участвует в других работах на ферме, в частности, пас и стригла овец, и эту задачу она разделяет с мужчинами. Она также отвечает за доение коров, производство сыров и масла. При забое свинины она собирает кровь на сковороду, прежде чем готовить субпродукты. Наконец, она присматривает за скотным двором, раздает еду и собирает яйца. Некоторые полевые работы, в основном вспомогательные, такие как сбор снопов во время сбора урожая, разбрасывание колосьев вилами во время обмолота или даже обмолачивание, независимо от того, выполняются мужчинами или женщинами, как и сбор винограда на сборе урожая.

Полевые работы. Иконографическая документация наиболее богата, прежде всего, для работающих крестьян, по крайней мере, для самых символичных видов деятельности: сельского хозяйства, животноводства и рыболовства.

Обилие изображений свидетельствует о главенстве зернового хозяйства в средневековой сельской экономике. Если, как и Адам, крестьянин на протяжении всего Средневековья продолжал вспахивать землю силой своих рук, многие изображения вспашки указывают на географическое распределение и определенные преобразования в земледельческих орудиях. Пахота, чаще всего зубного типа, используется, прежде всего, в средиземноморских странах, в то время как плуг с очень разнообразным оборудованием получил распространение в Северной Европе одновременно с развитием сцепного устройства.


Сбор урожая и обработка почвы также входят в число задач, пользующихся популярностью у средневековых художников. Виноград собирают вручную, серпеткой или ножом. Корзины, корзины, миски или вытяжки используются для того, чтобы донести урожай до чана для топтания, где мужчина, обычно в одиночку, топчет гроздья, иногда с помощью пестика. Винтовой пресс появляется редко, за исключением иллюстраций к Апокалипсису или изображения мистического пресса.
Некоторые сцены встречаются реже: например, во время подготовки к сбору урожая виноделы, особенно в Италии, в августе обкладывают бочки, а в октябре другие крестьяне доливают вино из бочек. Посадка виноградной лозы, прививка белых лоз, обрезка шалашей или дегустация нового вина можно найти только на нескольких миниатюрах 14 и 15 веков.

Животноводство также занимает важное место в иконографическом репертуаре сельского хозяйства; однако с разными видами животных, хотя их часто вместе пасут, обращаются по-разному. Будь то религиозные или светские программы, овцы преобладают. В месячных циклах, в последнем квартале года, свиньи занимают первое место по забою скота и убою. На самом деле разведением крупного рогатого скота довольно пренебрегают: волы, которых кормят за кормушкой или пасутся с другими домашними животными, доение молока или приготовление масла фигурируют реже, чем волы, запряженные в орудия труда или даже тянущие телегу.

Точно так же и с лошадьми иллюстрации, касающиеся их содержания, составляют меньшинство по сравнению с иллюстрациями, подчеркивающими престижность этого животного. В связи с разведением крупного рогатого скота, луговая культура развита, особенно в Северной Европе: именно в июне крестьянин выходит на валы и бросает свою косу, рукоять которой снабжена или нет одним или двумя древками, или он точит лезвие, или он режет. строит жернова.

Выращивание фруктов и овощей практически не включено в календари. Напротив, ароматические, лекарственные или настойки растений тщательно воспроизводятся в гербариях и книгах, касающихся продуктов питания, гигиены или медицины.
Эти работы, наряду с сезонными передышками, навязывают деревне свой ритм, перемежающийся переходами с полей на поля. И это, пожалуй, то, что лучше всего передает нам средневековая иконография, кинетическое видение людей, вовлеченных в свою повседневную жизнь, которые сами подвержены властному чередованию этого сельского времени.


Из статьи Перрин Мане в книге "Пейзажи, крестьяне". Искусство и земля в Европе от средневековья до 20 века (BnF / RMN, Париж, 1994 г.)


Barthélemy l’Anglais (Бартоломей Английский) — монах Францисканского ордена, писатель XIII века. Труд Бартоломея Английского называется «О свойствах вещей» (на латыни — Liber de proprietatibus rerum). Он состоит из 19 книг, каждая из которых посвящена одной из наук: астрономии, анатомии, медицине, биологии, зоологии, геологии, географии и т. п.. archive.org/details/hi...

Комментариев нет:

Отправить комментарий