Страницы

среда, 8 октября 2025 г.

Вкусное Средневековье: Архиепископ Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович; ум. 8 октября 1232)

 

Архиепископ Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович; ум. 8 октября 1232) — архиепископ Новгородский (1210—1218, 1226—1228, 1228—1229), епископ Перемышльский (1220—1225), известен своим описанием паломничества в Константинополь — «Книга Паломник».

Почитается Русской православной церковью в лике святителей, память совершается (по юлианскому календарю): 8 октября (день смерти), 10 февраля (Собор святителей Новгородских) и во 2-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых).

Возможно, был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 году.
Упоминается впервые в Новгородской первой летописи под 1211 годом:…пришѣл, прѣже изгнания Митрофаня архиепископа, Добрына Ядрѣиковиць изъ Цесаряграда и привезѣ съ собою гробъ Господень, а самъ пострижеся на Хутинѣ у святого Спаса; и волею Божиею възлюби и князь Мьстислав и вси новгородьци, и послаша и въ Русь ставитъся; и приде поставленъ архиепископъ Антонии[

Антоний дважды, ещё до своего монашеского пострига, совершал паломничество в Константинополь — в 1200 и около 1208/9 года). Изначально, после смерти своего отца, он решил посетить Святую землю. Проходя через Галицко-Волынское княжество, он встретился с князем Романом Мистиславовичем и в составе его посольства отправился в Константинополь. Прожив в столице Византии несколько лет, он после его захвата крестоносцами в 1204 году покинул Константинополь и вернулся на Русь, так и не посетив Иерусалим.

Из своего паломничества он привёз в Новгород ряд святынь: ризы Феодора Стратилата, мощи Власия Севастийского, часть камня от гроба Иоанна Богослова, частицу Животворящего Креста, меру «гроба Господня» и мощи великомученицы Варвары. Частицу Животворящего Древа Антоний поместил в большой воздвизальный крест Софии Новгородской. Он украшен надписью «Господи, помози рабу Своему Антону, архи[епископ]у Новгородьскуму, давшюму […] крьстъ [Святои Со]фии»

В 1200 году от Рождества Христова Добрыня Ядрейкович, потомок богатого новгородского купеческого рода (вскоре ставший архиепископом Новгородским под новым монашеским именем Антоний), посетил Константинополь, как он выразился, «благодатью Божией и с помощью Святой Софии, то есть Премудрости, Присносущного Слова» (так гласит его запись о посещении города). Его подробный рассказ о паломничестве занимает тридцать девять печатных страниц и описывает посещение примерно семидесяти шести святынь в «городе, хранимом Богом», а также ещё двадцати одной в предместьях города. Его список реликвий, хранящихся в городе и его окрестностях, по размеру соперничает со списками священной добычи, вывезенной на Запад после Четвёртого крестового похода, в ходе которого город был разграблен всего четыре года спустя. Хотя вполне возможно, что поездка Антония в Константинополь была совершена не только ради духовного обновления (его последующее назначение архиепископом Новгородским, второй кафедрой Русской Церкви, предполагает, что он, вероятно, был вовлечен в какую-то церковную политику в Патриархии), его заметки о посещении явно носят паломнический характер, и, действительно, написанная им работа дошла до нас под названием «Книга Паломника». azbyka.ru/otechnik/P...

Сам Константинополь убогий и зловонный и во многих местах поражен постоянной тьмой, поскольку богатые затмевают улицы зданиями и оставляют эти грязные, темные места бедным и путешественникам. Там совершаются убийства, грабежи и другие преступления ночи. Люди живут нетронутыми законом в этом городе, ибо все его богачи - хулиганы, а многие из его бедняков - воры, преступник не знает ни страха, ни стыда, ибо преступление не карается законом и никогда полностью не выходит наружу. Константинополь - город крайностей. Он превосходит другие города богатством, и он превосходит их пороком. Одо из Дейля, Паломничество Людовика VII. Конечными целями паломников были Иерусалим и святые места Палестины. Но в Константинополе было так много реликвий и священных мест, что большинство паломников останавливались там, находили
проводника и записывали различные дикие истории, которые рассказывали проводники. Здесь выбраны лишь некоторые из них -
несколько, которые так или иначе связаны с темой еды и питья - и нет места, чтобы показать, как было бы слишком легко, как путешественникам показывали «ту же» реликвию в разных местах и ​​как им рассказывали противоречивые истории об одном и том же месте!

Все, кто следит за современными экскурсиями
в зарубежных странах, прекрасно знают, что чистое невежество, желание рассказать хорошую историю и языковая некомпетентность (у гида и туриста) способствуют росту таких историй. Некоторые, однако, имеют почтенную родословную. Когда вы проходите мимо крытого рынка по дороге к Ипподрому, слева находится церковь Богородицы. В ней находится трапеза Господня, сделанная из мрамора, за которой он обедал в Великий Четверг со своими учениками.
"Константинополь славился не только своей экзотической роскошью, но и своими запасами воды, акведуками, резервуарами и фонтанами, которые здесь заметили русский паломник и мусульманский военнопленный: В окрестностях Святой Софии есть колодцы, и сад Патриарха, и много часовен. Все виды фруктов для Патриарха: дыни, яблоки и груши, хранятся там в колодце: их кладут в корзину на конце длинной веревки, и когда Патриарх должен есть, они вытаскивают их совсем холодными. Император тоже ест таким образом".
"Настолько больше, чем когда-либо видели большинство посетителей, такой город имел свои ужасы, как намекнул здесь русский паломник (очевидно, не имевший карманных денег) и летописец Второго
Крестового похода: Вход в Константинополь подобен тому, как если бы вы были в огромном лесу, и вы не можете найти дорогу
без хорошего проводника. Если вы попытаетесь найти дорогу дешево или скупо, вы не сможете увидеть или поцеловать ни одного святого, за исключением, может быть, того, что вы можете сделать это, если это день памяти этого святого".
Антоний Новгородский.

Фактически, описание святынь византийской столицы, составленное Антонием, является наиболее полным из сохранившихся средневековых трудов подобного рода. Однако, к сожалению для тех, кто интересуется топографией византийского Константинополя, записи Антония, похоже, не имеют чёткого порядка, что позволяет предположить, что автор делал лишь краткие заметки на месте и написал свою «Книгу паломника» позже, возможно, после возвращения в Россию (что позволило по крайней мере одному исследователю, изучавшему этот текст, предположить, что страницы рукописи-прототипа каким-то образом перепутались).


Комментариев нет:

Отправить комментарий