Страницы

вторник, 2 января 2024 г.

Вкусная история: Анго-саксонское Рождество

Если вы чем-то похожи на меня, вы с нетерпением будете ждать возможности переедать и пить в течение предстоящего новогоднего и рождественского периода. Наше представление о Рождестве неизбежно определяется Чарльзом Диккенсом и его сверстниками, которые укрепили современную версию Рождества как время щедрых подарков, благотворительности и обильной еды и питья. Но присутствие призраков во многих Рождественских рассказов Диккенса указывает на то, что современное представление о Рождестве – это также время размышлений о прошлом. 

Рождество — это англосаксонское слово, Cristesmæsse , слово, впервые записанное в 1038 году. Так будет ли какое-нибудь сходство с Рождеством в 2024 году? 

Точная дата рождения Христа была определена как 25 декабря Папой Юлием I в четвертом веке, задолго до Англосаксонского вторжения в Англию. Первые германские захватчики – англы, саксы и юты – не были христианами, но все еще праздновали 25 декабря. Это был праздник, известный как Йоль, который до сих пор отмечают неоязычники по всему миру. Хотя детали праздника – как и почти все аспекты англосаксонского язычества – неясны, мы все же можем выделить некоторые детали из рассказа Беды о праздновании:

«Они начали год с 25 декабря, дня, который мы сейчас празднуем как Рождество; и ту самую ночь, которой мы придаем особую святость, они называли ночью языческих матерей — имя, данное мне, как я подозреваю, из-за церемоний, которые они совершали, наблюдая за этой ночью. (De temporumratione)». Беда Достопочтенный, 8 век.

Здесь мы видим связь между Йолем и Рождеством: язычники праздновали рождение, точно так же, как христиане празднуют в тот же день рождение Иисуса от Марии, смертной женщины. Важно отметить этот общий аспект Йоля и Рождества: мандат ранней Римской церкви, обращавшей язычников Европы, заключался в том, чтобы проводить политику преемственности, чтобы облегчить переход от одной религии к другой среди недавних обращенных. Таким образом, выбор 25 декабря в качестве даты рождения Христа был тактической уловкой Римской церкви.

Необходимость эволюции, а не революции в обращении язычников была специально упомянута Папой Григорием Великим в его инструкциях миссионерам, которых он послал для обращения англосаксов в 597 году. Говоря о переработке языческих религиозных объектов, он пояснил: « мы надеемся, что люди, видя, что их храмы не разрушены, смогут отказаться от своего заблуждения и, с большей готовностью направляясь к своим привычным местам отдыха, смогут познать и поклоняться истинному Богу». Помимо неявной ассоциации Йоля и Рождества, мы можем видеть этот процесс усыновления во многих древних церквях, построенных на месте языческих святынь и в которых используется тис, священный объект для язычников.

Итак, когда дата Рождества была определена, а старые  праздники были переименованы, что же англосаксы после 597 года делали на Рождество? Первое, что следует отметить, это то, что Рождество не имело такого значения в церковном календаре, как сегодня. Гораздо более важным для англосаксонской церкви был праздник Пасхи, празднование смерти и воскресения Христа. Значение Рождества постепенно росло со времен Карла Великого, великого франкского короля, который был коронован императором Священной Римской империи на Рождество 800 года в базилике Святого Петра в Риме. Тем не менее, к этому времени уже сложились рождественские традиции, которые продолжались и в англосаксонский период. Наиболее полный отчет об англосаксонском Рождестве дает Эгберт Йоркский (ум. 766), современник Беды: «Англичане привыкли практиковать посты, бдения, молитвы и раздачу милостыни как монастырям, так и простые люди, в течение полных двенадцати дней до Рождества».

Последняя саксонская рождественская традиция, которую мы можем реконструировать, — это праздник Рождества. Альфред Великий находился под сильным влиянием франкского двора (его мачеха Юдит была правнучкой Карла Великого) и, похоже, разделял их взгляды на важность Рождества как праздника. По одному из законов Альфреда, отпуск должен был брать каждый, кроме тех, кто был занят самой важной профессией, с Рождества до Двенадцатой ночи. Было высказано предположение, что неукоснительное соблюдение Альфредом своего собственного закона сделало его уязвимым для противников-викингов, которые победили его в битве 6 января 878 года: на следующий день после Двенадцатой ночи. Исходя из того, что мы уже обсуждали, можно предположить, что это произошло не из-за чрезмерного пристрастия к еде и питью. Рождество и День подарков по-прежнему являются выходными днями, и у школьников по всей стране рождественские каникулы такие же, как и у саксонских подданных Альфреда.

Вассаил
— традиционный тост на Рождество и Новый год. Оно происходит от англосаксонского слова «за ваше здоровье» – «waes hael».

Чашка вассала часто включает в себя довольно много сидра, но не всегда. Его будут предлагать гостям на протяжении всего праздничного периода. В некоторых случаях большую чашку с вассалом носили от двери к двери (это неуместно в наши времена социальной дистанции). Другой вид вассейла включает в себя сбор в фруктовых садах, чтобы полить вассалем корни деревьев, чтобы поощрить хороший возврат в следующий раз. годовой урожай. Этот вид вассала также может включать в себя пение пчелам. Часто это происходит двенадцатой ночи.

Этот рецепт датируется 1722 годом из книги Дороти Сквайрс «Еда в Англии»: "Возьмите 1 фунт коричневого сахара, 1 пинту горячего пива, тертый мускатный орех и большой кусок консервированного корня имбиря. Добавьте 4 стакана шерри и хорошо перемешайте. Когда остынет, разбавьте 5 пинт холодного пива, нанесите подозрение на дрожжи на горячие ломтики поджаренного хлеба и дайте постоять под крышкой несколько часов. Разлейте по бутылкам и запечатайте, и через несколько дней у него должны лопнуть пробки, тогда его следует вылить в миску и подавать с плавающими в ней горячими жареными яблоками".
Я не уверена, как выглядят «подозрительные дрожжи», но думаю, что после этой партии это никого не будет особенно волновать.
И безалкогольная версия предоставлена ​​журналом Saga:
Количество порций: 6-8
ИНГРЕДИЕНТЫ
  • 6 небольших кулинарных яблок без сердцевины
  • 125 г (4½ унции) сахара демерара
  • 1,5 литра (3 бутылки по 500 мл) насыщенного фруктового эля 
  • ½ тертого мускатного ореха
  • 1 чайная ложка свеженатёртого или молотого имбиря
  • Палочки корицы для подачи

Разогрейте духовку до 120C/250F/отметки газа ½. Запекайте яблоки с сердцевиной на слегка смазанном маслом противне около 1 часа, пока они не станут мягкими и не станут легко очищаться от кожуры.
Тем временем положите сахар в большую кастрюлю с толстым дном и залейте небольшим количеством эля. Аккуратно нагрейте, помешивая, пока сахар не растворится.
Добавьте тертый мускатный орех, имбирь и остаток эля. Перемешайте и держите при слабом кипении.
Остудить запеченные яблоки около 10 минут, затем очистить, оставив несколько полосок, и измельчить до состояния мягкого пюре. Добавьте это в кипящий эль и тщательно перемешайте.
Оставьте на медленном огне примерно на 30 минут. Пенистые яблоки должны подняться на поверхность. Разлейте по прочным стаканам и подавайте, размешивая палочкой корицы и полоской цедры. 

 Gesælige Cristesmæsse !

Комментариев нет:

Отправить комментарий