Страницы

воскресенье, 28 января 2024 г.

Вкусная литература: Валенти́н Петро́вич Ката́ев (28 января 1897, Одесса, Херсонская губерния)


Валенти́н Петро́вич Ката́ев (28 января 1897, Одесса, Херсонская губерния) — русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Основатель и первый главный редактор журнала «Юность» (1955—1961)

Дед Валентина Катаева по отцу — Василий Алексеевич Катаев (1819—1871) — сын священника. Окончил Московскую духовную академию. Отец Пётр Васильевич Катаев (1856—1921) — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать Евгения Ивановна Бачей (1867—1903) — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею.

Братья Катаевы росли в окружении книг. В семье была необыкновенно обширная библиотека — полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы — «История государства Российского», энциклопедия Брокгауза и Эфрона, атлас Петри. Любовь к русской классической литературе с детства была привита им родителями, любившими чтение вслух.

Как позднее вспоминал сам Катаев, писать он начал с девяти лет и с детства был уверен, что родился писателем. Разграфив школьную тетрадку на две колонки, подобно однотомному собранию сочинений Пушкина, он с места в карьер стал писать полное собрание своих сочинений, придумывая их тут же все подряд: элегии, стансы, эпиграммы, повести, рассказы и романы. К сожалению, образцов этого самого раннего этапа творчества Катаева не сохранилось.

Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 года сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Валентин Катаев. КАТАКОМБЫ
Работа над этой книгой, тематически завершающей тетралогию "Волны Черного моря", велась В.Катаевым в течение восьми лет - с 1944 по 1951 год. Замысел романа возник у писателя в конце Отечественной войны в результате его двух поездок в Одессу. На этой основе В.Катаевым был написан сначала очерк "Катакомбы", который печатался в газете "Известия" в марте 1945 года.
"Полный впечатлений от услышанного, от того, что я увидел в городе и в самих катакомбах, я вдруг понял, что в подвигах одесских партизан должны были бы участвовать, конечно, и мои старые герои".

"Но Петр Васильевич был неумолим. Он требовал, чтобы из синеньких немедленно приготовили баклажанную икру. Разумеется, не ту пресную, сладковатую желтоватую кашицу, которая продается в виде консервов, а ту, настоящую, домашнюю, знаменитую одесскую баклажанную икру, — пищу богов! зеленую, с луком, уксусом, чесноком, молдавским перцем, дьявольски острую, от которой на губах делаются «заеды».

Для того чтобы приготовить такую икру, баклажаны надо было (разумеется!) не варить, и не тушить, и, уж конечно, не жарить, а сперва испечь на угольях. Синенькие должны обуглиться. Тогда с них сдирают кожу, и дымящуюся, полусырую зеленую мякоть с белыми семечками мелко рубят.
Но боже упаси рубить ножом или «секачкой». От соприкосновения с железом мякоть теряет свой естественный зеленый цвет, чернеет, и икра тогда уже ни к черту не годится.
Мякоть надо рубить деревянным ножом и никаким другим. Тогда-то и получится настоящая баклажанья икра по-одесски.
Что может быть проще?
Однако хозяйка дома и домработница Устинья проявляли непонятное упорство: они пожимали плечами и насмешливо переглядывались.
— Хорошо, — решительно говорил Петр Васильевич, — в таком случае мы будем делать баклажанную икру сами.

К общему ужасу, Петр Васильевич и застенчивый Колесничук снимали пиджаки и принимались за дело.
Маленькая московская кухня в новом доме была явно не приспособлена к производству настоящей одесской баклажанной икры.
Синенькие упорно не хотели обугливаться в духовом шкафу. Тогда Петр Васильевич и Колесничук принимали рискованные меры: они решительно отодвигали кастрюли, в которых готовился банальный московский обед, и клали баклажаны прямо на газовые рожки. Синенькие покрывались копотью, но все-таки не обугливались.
Наконец они лопались, и из них вытекала жидкость. Было очевидно, что ничего не получится.
Женщины едва-едва сдерживали улыбку, но мужчины не сдавались. Они требовали деревянный нож. Разумеется, в доме никакого деревянного ножа не было. Тогда они требовали деревянную линейку. Деревянной линейки тоже не оказывалось.
Маленький Петя робко приносил чертежный угольник, и взрослые мужчины начинали терзать полусырые синенькие Петиным угольником, сплошь испятнанным школьными лиловыми чернилами с металлическим отливом.
Синенькие не поддавались.
Петр Васильевич и Колесничук некоторое время пребывали в нерешительности. Затем Бачей шел на некоторый компромисс: он требовал, чтобы ему дали мясорубку.
Хотя мясорубка была металлическая и, по словам Колесничука, неминуемо должна была произойти нежелательная химическая реакция, Петр Васильевич все-таки настаивал на мясорубке.
Глядя в сторону, он говорил, что в его время некоторые одесские хозяйки в исключительных случаях пропускали синенькие через мясорубку.
Колесничук робко говорил, что его Раечка, великая специалистка по синеньким, никогда не позволила бы себе пропускать их через мясорубку.
— Это кощунство! — говорил он жалобно.
Но Петр Васильевич был неумолим:
— Заткнись, Жора!
Маленький Петя видел, как из дырочек мясорубки ползла и шлепалась на тарелку странная грязно-бурая масса.
Петр Васильевич и Колесничук пробовали ее ложками. Им стоило известных усилий не морщиться. Они даже пытались выразить на своих истомленных лицах наслаждение.
Маленькому Пете было смешно и вместе с тем больно видеть, как папа и дядя Жора притворяются, что с наслаждением едят сырое черное месиво (нежелательная реакция таки произошла!), от одного вида которого сводило челюсти, как от оскомины.
Впрочем, Петр Васильевич и Колесничук упорствовали недолго. У них было достаточно чувства юмора.
— Ну и дрянь! — говорил Петр Васильевич.
— Бледный ужас! — подтверждал Колесничук… "

Баклажан ( Solanum melongena )
— вид, который принадлежит к гигантскому роду Solanum (около 1400 видов) семейства пасленовых (Solanaceae). На долю Solanum также приходится две другие продовольственные культуры мирового значения: помидоры и картофель. Но в отличие от культур Нового Света, баклажаны родом из Азии. Исторические документы и генетические данные показывают, что баклажаны впервые были одомашнены где-то в районе Китая и Индии. Однако лишь недавно систематики определили статус диких видов, родственных культурным баклажанам — на удивление многие из них встречаются в саваннах Африки. Команда Лондонского музея естественной истории (NHM) и Финского музея естественной истории Хельсинкского университета по ДНК обнаружила, что группа, содержащая родственников баклажанов, возникла в северо-восточной Африке около двух миллионов лет назад. Затем растения распространились на восток, в тропическую Азию, а также в южную и западную Африку. В Азии расселение привело к появлению вида, который ученые называют Solanum insanum. Именно из популяций этого дикого вида позже был одомашнен баклажан.

Сегодня я предлагаю вам еще один вариант «икры заморской, баклажанной), который несколько отличается от той, к которой мы привыкли в России.


Мелидзаносалата (μελιτζανοσαλάτα) – это традиционная греческая закуска.

  • 2 средних баклажана
  • 1/2 стакана очищенных грецких орехов
  • 2-4 зубочка чеснока (я положила 3)
  • 2 ст.л. лимонного сока
  • 1 ст.л. красного винного уксуса
  • 1/2 ч.л. сахара
  • 1/2 стакана оливкового или орехового масла
  • соль по вкусу

Баклажаны накалываем вилкой. Кладем баклажаны прямо на решетку в разогретую до 200-220 градусов духовку. Под решетку с баклажанами ставим для страховки противень. Печем 30-35 минут. Даем баклажанам остыть. Удаляем плодоножки, разрезаем баклажаны вдоль. Ложкой выскребаем из баклажанов мякоть и складываем её в миску. Добавляем все остальные компоненты и пробиваем блендером до гладкого и шелкового пюре. Пробуем и регулируем количество чеснока, лимонного сока, уксуса и соли. Готовую закуску можно украсить зеленью и посыпать красным перцем. Подавать лучше всего с мягким, свежим, серым или белым хлебом. Можно есть как комнатной температуры, так и охлажденным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий