Страницы

четверг, 15 февраля 2024 г.

Вкусная теория: специи - Древний Рим

 

Возвращаемся в античный мир — к Катону, с которым мы расстались неделю назад. За это время мы узнали про торговлю специями, которыхеще не было у Катона, но которые появляются на новом этапе римской кухни в В I веке до н. э., когда появились 3 первых специализированных кулинарных труда.
Но сначала о специях))))

Некоторые ранние письменные сообщения о перце появляются у Плиния (1 век н.э.). Во времена Плиния Рим развил активную торговлю специями с Южной Аравией, Сомали и, по прямому маршруту, с Индией. В Римской империи потребление специй в качестве пищевых приправ резко возросло. Критически настроенные наблюдатели объясняли постоянный отток золота на Восток высокими ценами на шелк, драгоценные камни и жемчуг, черное и сандаловое дерево, бальзамы и специи, и особенно на непомерную
стоимость перца. Плиний жаловался, что к тому времени, когда они добрались до Рима, специи продавались в 100 раз дороже их первоначальной стоимости. Небольшие партии, высокая цена и постоянный спрос - специи были особенно желанными товарами торговли.

Эта ситуация с обменом была подтверждена многочисленными древними золотыми и серебряными изделиями - римские монеты 1 века н.э., которые были обнаружены на западном побережье Индии. Красный коралл из западного Средиземноморья, ценившийся в Индии как оберег от болезней и опасностей, был одним из немногих дорогостоящих товаров, которые Рим обменивал на восточные товары.
Цены на эти импортные предметы роскоши постепенно стали непомерными из-за потерь в результате кораблекрушений, штормов, грабежей и ненасытной жадности арабских посредников.

В 24 году до н.э. была предпринята попытка включить Южноаравийские королевства специй в состав Римской империи Августа и Элия Галла, префекта Рима. Египет, был назначен руководить арабской кампанией. Это была катастрофа. С самого начала все пошло наперекосяк. При пересечении Красного моря многие корабли сели на мель и затонули. Флот высадился слишком далеко на север и большие расстояния приходилось преодолевать пешком. Затем, вместо того чтобы следовать по хорошо известному “Маршруту благовоний”, примерно в 120 милях вглубь страны, римские войска ограничили свой поход прибрежной зоной. Шесть месяцев спустя они еще не достигли района современного Адена, получили тепловой удар, и был отдан приказ об отступлении.
Географ и историк Страбон указывал, что это поражение было вызвано не врагом, а болезнями, усталостью, голодом и плохими дорогами. Таким образом, до поры до времени Южная Аравия оставалась непобежденной.

Сезонные муссонные ветры, которые повлияли на исторические маршруты плавания в Индийском океане, были открыты Гиппалом около 40 г. н.э. Во времена римского императора Клавдия, примерно в 40 году нашей эры, греческий купец по имени Гиппал открыл для себя всю мощь обширных ветровых систем Индийского океана - муссонов, заметив, что они меняют свое направление дважды в год. С апреля по октябрь преобладал юго-западный муссон, благоприятный для путешествия из Египта в Индию, а с октября по апрель - северо-восточный муссон, благоприятствующий обратному путешествию с Востока. Слово "муссон" происходит от арабского "мавсим", что означает "сезон".

Вполне возможно, что на протяжении многих столетий арабы как извлекали выгоду из колебаний муссонов, так и тщательно скрывали их от других народов. Воспользовавшись этими ветрами, Гиппалус показал, что можно совершить путешествие туда и обратно между Береникой на египетском побережье Красного моря и Малабарским побережьем Индии, где выращивают перец, менее чем за год, тогда как ранее путешествие занимало не менее 2 лет. Открытию муссонов было суждено снизить значение сухопутных специй Аравии маршруты и способствуют финансовому краху ее некогда богатых городов. До эры пароходов именно муссоны доминировали в европейской торговле с Востоком.

Постигнув фундаментальные секреты муссонов, римляне построили корабли в значительно увеличенных масштабах и в конечном счете разрушили арабскую монополию на индийскую торговлю. К концу 1-го века их возросшая торговля с Индией привела к еще большему пристрастию римлян к специям и дальнейшим кулинарным излишествам. Апиций, известный гурман и эпикурей того времени, написал 10 книг по кулинарному искусству. Его кулинарный опыт был обобщен несколько столетий спустя в труде под названием "De Re Coquinaria". В его рецептах было множество специй, предназначенных для сохранения продуктов, улучшения пищеварения и улучшения вкуса скучных римских блюд.


Римляне были самыми экстравагантными потребителями ароматических веществ в истории. Щедрое использование специй не ограничивалось кухней, а распространялось на фумигацию и косметику. Например, огромные запасы ароматических специй были разбросаны вдоль дорожки за погребальной урной с прахом полководца Германика в 1 веке нашей эры. Для мужчин было вполне обычным делом сильно надушиться, и даже от легионеров пахло восточными благовониями.

Вина с пряным вкусом пользовались спросом, поскольку считалось, что специи придают букету “остроты”. Бальзамы и масла с пряностями были популярны для использования после принятия ванны. Добавление специй к этим мазям сгущало их и делало более ароматными. Даже лампадное масло обогащалось острыми ароматическими веществами, очевидно, для того, чтобы
удерживать вредные пары. После пира многие римляне спали на дорогих подушках, набитых шафраном, в надежде, что это поможет избежать похмелья. Поскольку считалось, что специи обладают целебными свойствами, их также использовали в припарках и заживляющих пластырях.

Открытие муссонов привело к резкому снижению цен на ароматические вещества из-за увеличения поставок этих продуктов. В Евангелии от Марка 14:3-6 рассказывается о том, как женщина помазала Иисуса шиповником, ароматной мазью, получаемой из стеблей и корней небольшого травянистого растения Nardostachys jatamansi, произрастающего на севере Индия. Некоторые из присутствующих были возмущены таким расточительством — нард можно было продать более чем за триста пенсов (около 48 долларов США), чтобы раздать бедным. Замечание Плиния, сделанное примерно 60 лет спустя, о том, что стоимость шиповника снизилась с 300 динариев примерно до 100 динариев за фунт, что дает хорошее представление о том, как повлияло на ценность этого изысканного парфюма открытие греками муссонов.

Эта жизненно важная информация о муссонах, которая направляла путешественника вниз по Красному морю, вдоль южных берегов Аравии в северную Индию и на юг, к портам с перцем на Малабарском побережье, стимулировала торговлю между Средиземноморским регионом и Востоком. Расширение Римской империи на северную сторону Альп привело к тому, что готы, вандалы и гунны из этих регионов впервые соприкоснулись с перцем и другими пряностями с Востока. Многие варвары, в частности готы, служили в римских армиях или искали убежища в империи. Эти варвары уже были знакомы с несколькими травами умеренного пояса, такими как тмин, лук, розмарин и тимьян. Постепенно их привлекла роскошь более высокого уровня жизни, и они научились ценить такие утонченные материалы, как восточные специи. Когда Аларих, готский король и завоеватель, появился со своими нецивилизованными ордами перед стенами Рима в сентябре 408 года, он хорошо знал ценность перца, который тогда ценился на вес серебра. В качестве дани, чтобы предотвратить разграбление города, он потребовал 5000 фунтов золота, 30 000 фунтов серебра, 4000 шелковых туник, 3000 ценных шкур и 3000 фунтов перца. Во время этой первой осады осажденным римским гражданам удалось удовлетворить непомерные требования Алариха, тем самым временно отсрочив неизбежное; но Рим пал перед вторгшимися готами во время третьей осады Алариха, 24 августа 410 года, событие, положившее начало распаду Западной Римской империи.


Сегодня я расскажу о двух праздниках того времени — Луперкалии и Форнакалии, которые проводились именно в эти дни.
Согласно Овидию, фестиваль проводился ежегодно в третий день после февральских ид(то есть, 15 февраля) в пещере Луперкал у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима. Хотя Луперкалии очень часто упоминались античными авторами, только Плутарх приводит все подробности ритуала. Поэтому его изображение послужит общим обзором.
«Луперкалии, — говорит Плутарх, — со времени их празднования могут показаться церемонией очищения, поскольку они совершаются в зловещие дни февраля месяца, в период, который любой мог бы интерпретировать как как посвященный искуплению; кроме того, сам день Луперкалий в старину назывался Очищением . Луперки начинают свой бег вокруг города. Однако из-за церемонии трудно догадаться о происхождении обряда. Ибо забивают козлов, затем к жертве подводят двух мальчиков благородного сословия и меч, который окунутого в кровь, прижимают ко лбу, после чего кровь немедленно вытирают кусочком шерсти, смоченной в молоке. Кровь удалена, и ребята должны смеяться. После этого [луперки] разрезали козлиные шкуры на полоски и, обнаженные, за исключением пояса, бегают, поражая ремнями всех, кого встречают. Молодые женщины не гнушаются ударами, так как верят, что они поспособствуют зачатию и легким родам. Особенностью праздника является то, что Луперки также приносят в жертву собаку» .
В дополнение к вышеперечисленным культовым особенностям в Луперкалии предлагались мола сальса, или соленые лепешки, которые с первых дней готовили весталки.

Счастливой Форнакалии всем! Форна… что? Форнакалии — римский фестиваль хлеба и печей! Слава Форнаксу ! Вы спросите , кто такой Форнакс ? Мы доберемся туда. Но сначала давайте углубимся в саму Форнакалию — это 10-дневный римский фестиваль, который проводился с 7 по 17 февраля каждого года.

Мола Сальса в переводе с латыни на английский звучит так: Мола = Измельченный; Сальса = Соленая. Поэтому соленая молотая мука. Самое раннее письменное упоминание этого слова принадлежит драматургу Плавту (254–184 гг. до н. э.) в « Амфитрионе» , где он пишет, говоря об угождении Юпитеру: «Но, женщина, после того, как ты встала, тебе следовало сегодня вызвать Юпитера соленой мукой или благовониями, так как он отвечает за чудеса. »

Соленая лепешка, о которой говорит Плиний, представляет собой печенье Мола Сальса, и в большинстве древнеримских письменных упоминаний ее основным ингредиентом являются жареные зерна полбы. Однако они уникальны сами по себе: Triticum dicoccum/dicoccon и Triticum spelta L. соответственно, а Farro — это итальянское слово, обозначающее зерно полбы, которое происходит от латинского слова Far .

Праздник, о котором Плиний упоминает выше, «Праздник печей», римляне называли «Форнакалиа». Он был основан Нумой, вторым королем Рима, благочестивым королем, ответственным за учреждение многих религиозных институтов Рима и календарную реформу. Овидий ( Фасти , II:512) также дает очень юмористическое объяснение того, почему были необходимы праздник и жертвоприношение. Он написал:
«Землю в древности обрабатывали люди необразованные: тяготы войны утомляли их активные тела. Больше славы можно было завоевать мечом, чем изогнутым плугом; заброшенная ферма приносила своему хозяину лишь небольшую прибыль. И все же древние сеяли заклинание, заклинание они жали; из срезанной полбы они предложили Церере первые плоды. Наученные опытом, они поджарили полбу на огне и понесли немало потерь по своей вине. Ибо то вместо полбы сметали черный пепел, а то огонь охватывал сами избы. Поэтому они превратили печь в богиню с таким именем (Форнакс); Обрадованные ею, фермеры молились, чтобы она смягчила жар кукурузы, переданной ей на попечение. В настоящее время Главный Страж (Curio Maximus) объявляет в установленной форме слова время проведения Праздника Печей (Fornacalia) и совершает обряды в неопределенную дату; а вокруг Форума висит множество табличек, на которых каждая зона имеет свой особый знак».

Отрывок Овидия, по сути, говорит нам, что ранние римляне не были очень хорошими фермерами или переработчиками зерна! Это может объяснить, почему они положили глаз на Этрурию, Сицилию, Сардинию и Северную Африку в качестве источника большей части своих запасов зерна!

С учетом всего вышесказанного и в честь этого важного ежегодного римского праздника я публикую простой рецепт, который поможет вам погрузиться в праздничный дух и поможет найти небольшой способ попросить богиню печей Форнакс о добре в вашем доме на предстоящий год.

Вот что вам понадобится
  • 1 фунт (0,45 кг) цельнозерновой полбы (крупы)
  • 2 чайные ложки (10 г) крупной нейодированной соли
  • ½–¾ стакана воды (только печенье)

Чтобы начать готовить полбу для обоих конечных продуктов, вам нужно замочить крупу в воде на ночь. Положите крупу в большую миску и залейте ее водой минимум на 8 см. 8-12 часов замачивания должно быть достаточно. Это не только промывает зерно, делая его чистым для подношения, но также смягчает его и облегчает измельчение, мульчирование или переработку в муку на следующий день.
Разогрейте духовку до 150 C
Замоченные зерна полбы откинуть на дуршлаг, промыть, а затем разложить зерна плашмя на несколько противней. Теперь мы будем сушить зерно. Примечание. Возможно, вы захотите сохранить крахмальную воду для дальнейшего использования. Римляне называли этот амулюм и использовали его для загущения супов, соусов и тушеных блюд.
Подсушите (обжарьте) зерно 10 минут в духовке. Это не только избавляет зерно от примесей, пригодных для подношения, но также делает шелуху хрупкой и ее легче расколоть при переработке в муку.
Через 10 минут достаньте полбу из духовки и дайте постоять. Как только высушенные зерна остынут, поместите их в ступку, мельницу или кухонный комбайн и измельчите зерна до получения грубой муки. Конечный результат не будет похож на современную рафинированную белую муку. Скорее, после приготовления он будет выглядеть как более крупная цельнозерновая мука.
Положите в муку 2 ч. л. крупной нейодированной соли и перемешайте. Вы, конечно, можете раздавить или размолоть соль до более мелкой консистенции. Примечание: соль должна быть нейодированной и крупной, поскольку она не содержит примесей и ближе к первоначальной форме соли, которую добывали на соляных отмелях или в шахтах Средиземноморья во времена классической античности. Вы приготовили соленую еду!

Мола Сальса печенье

Увеличьте температуру духовки до 175 C
Чтобы приготовить вафли, поместите всю муку и соль в большую миску и медленно добавляйте в нее от ½ до ¾ стакана воды, постоянно замешивая. Замесите тесто на разделочной доске, пока не получится твердый комок теста. Накройте влажной хлопчатобумажной или льняной тканью и оставьте на 30 минут, чтобы она закрепилась.
Посыпьте большую разделочную доску мукой и выложите на нее тесто. Раскатайте тесто по частям, пока тесто не станет толщиной около ¼ дюйма (1/2 см).
Используя формочку для печенья, вырежьте как можно больше вафель и поместите их на антипригарный противень или противень, слегка присыпанный мукой.
По желанию: нанесите на каждую вафлю мола сальсы оттиск по вашему выбору на противне.
Поставьте противни в духовку и выпекайте печенье 20 минут. После этого достаньте их и дайте остыть. По мере остывания вафли затвердеют и станут хрустящими.

Чтобы предложить саму еду, сожгите ее в курильнице или на импровизированном алтаре. Если вы решили приготовить печенье, вы можете покрошить их на все, что хотите очистить, будь то ваш муж, сосед или подержанный кусок, который вы получили от сестры. Посыпание Мола Сальсы или крошение облаткой шеи и головы животных, готовившихся к жертвоприношению, когда-то было частью процесса очищения в римском ритуале. Соль обладала очищающим и антисептическим действием, и римляне были хорошо осведомлены о ее лечебных свойствах, а также о ее способности придавать вкус еде.

После того, как вы сделаете подношение Форнаксу на этой неделе, вы, возможно, захотите найти способ использовать соленую муку или облатки. Я почти уверен, что Форнакс, как и ее римские подданные, не одобряла расточительство. Она хотела бы, чтобы вы доели оставшуюся еду после того, как вы отдали дань уважения. Если вы приготовили блюдо, вы можете добавить к нему немного воды и закваски и испечь буханку хлеба. Но не забудьте в ближайшее время сделать подношение Мола Сальса … Форнакс ждет!

The Lupercalia Alberta Mildred Franklin
https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/se..

Комментариев нет:

Отправить комментарий