Страницы

понедельник, 26 февраля 2024 г.

Вкусная история: Викто́р Мари́ Гюго́ (26 февраля 1802 г., Безансон, Франция)


Викто́р Мари́ Гюго́ (26 февраля 1802 г., Безансон, Франция) — французский писатель, одна из главных фигур французского романтизма, политический и общественный деятель. Сенатор Франции. Член Французской академии.

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев. Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго, стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше — дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803—1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.
В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже. С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии — «Yrtatine», которую посвящает своей матери; и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия. В 15 лет он получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études»

Во время осады Парижа пруссаками (1870–1871) Виктор Гюго пригласил подругу на обед. Когда она отказалась, он отправил ей следующее четверостишие:
Если бы ты пришла, о красавица, которой я восхищаюсь,
Я бы угостил тебя несравненной едой:
Я бы убил Пегаса и приготовил бы его
Чтобы служить тебе конским крылом.

Это был его поэтический способ сказать, что он планировал подать ей конину. Сегодня некоторых удивит этот факт -конина была редкостью во Франции на протяжении почти тысячелетия.

Всего несколько десятилетий назад опасения, что конина проникла в парижские рестораны, вызвали в городе переполох:
Турист во Франции (это было около двадцати лет назад) напечатал своим читателям мрачное предостережение избегать дешевых ресторанов. «Сообщается, что конину, — говорит он, — и кошачью плоть используют в качестве заменителя говядины, а также мясо кролика или зайца, и недавно полиция взяла на себя смелость копаться в этих сомнительных моментах. Результат их расследования был весьма очевиден. печальный эффект поколебания веры парижан в тождественность блюд тем, что описаны в картах, веры, которую, боюсь, не подорвет конфискация 2000 килограммов конины офицерами Октрой на Барьер дю Комба на прошлой неделе имеют тенденцию восстанавливаться. Этот груз мертвечины направлялся в одну из больших столовых».

Включив конину в свой рацион, большинство французов того времени, как и большинство французов сегодня, не осознавали, что возродили в своей стране практику, которой уже несколько столетий.

Галлы ели и лошадей, и собак; разделанные кости обоих были найдены в ходе археологических раскопок того периода. Но ситуация резко изменилась при римлянах; свидетельства забитых лошадей становятся очень редкими в галло-римских раскопках.
Почему сами римляне не ели лошадей, а считали, например, дикого осла деликатесом, остается загадкой. Гален положительно пишет об употреблении в пищу последнего, но говорит, что некоторые люди тоже ели старого осла, который « неприятен как пища, как конское и верблюжье мясо ». Плиний в своих статьях об ослах и мулах вскользь упоминает их как пищу, но в его статье о лошадях нет даже намека на то, что люди могут их есть. Тон последнего дает некоторое представление о том, насколько особенным было представление римлян о лошадях; Плиний представляет их не просто товарищами, а партнерами людей.
Кроме того, грекам уже было неприятно есть лошадь, и, возможно, римляне просто унаследовали их отношение.

И наоборот, по мере ослабления римского влияния в период поздней Империи, забивалось все больше и больше лошадей:
Поздняя Империя знаменует собой новый поворотный момент. В IV веке на стоянке вновь встречаются кости лошадей со следами разделки... В V веке такие остатки встречаются почти в двух третях образцов. Затем происходит возрождение потребления лошадей в тот момент, когда Рим теряет свое влияние. Можно предположить, что давление ослабевает, табу теряет свою силу и галльские традиции возвращаются на первый план.

Помимо галльского возрождения, «в то же время можно увидеть внешнее явление, прямое следствие немецких поселений в провинциях Севера... потребление лошадей было обычным явлением среди немцев». Поскольку римляне и немцы все больше взаимодействовали, это стало одним из нескольких ключевых различий между культурами. Уже сейчас некоторые из редких находок разделанных конских костей галло-римского периода происходят из таких мест, как Амьен и Аррас, заселенных немецкими солдатами, сражавшимися на стороне римлян.
.
При этом животное не ели в таком количестве, как до римлян: «В VI-V веках, эпохах, когда лошадь снова потребляется в пищу, ее останки, несмотря ни на что, редки; что заставило бы думать, что его место в мясном рационе очень слабое».

Отказ римлян от мяса также имел один побочный эффект: в большинстве случаев на костях лошади нет никаких признаков более сложных римских методов разделки , таких как использование тесака. «Это, безусловно, связано с тем, что новые методы бойни... никогда не применялись к лошади в качестве замены неримских традиций. По определению, в Риме не было техники забоя лошадей».

Если потребление лошадей, хотя и возродилось, в действительности было менее практиковано и менее заметно, тогда это могло быть потому, что сами франки опасались неодобрения со стороны более искушенных галло-римлян. Тот факт, что в Церкви доминировали последние, только придавал римским культурным нормам гораздо больший вес (поскольку, возможно, отвращение американцев к поеданию собак может влиять на сегодняшних азиатов - мой гид в Пекине чувствовал себя обязанным защищать , немного неловко, эту практику в Китае ).

Кроме того, в христианскую эпоху к основным культурным предубеждениям присоединилась религиозная проблема: употребление лошадей германцами имело явно языческие ассоциации. Животное играло важную роль в языческих ритуалах и, возможно, после них даже съедалось. Писатель восемнадцатого века Дж. Кейслер в длинной диссертации о запрете конины приводит несколько примеров языческой преданности ее употреблению. В Скандинавии это продолжалось как минимум до десятого века. Один норвежский король-христианин назвал шведов-язычников «лошадоедами». Рассказ исландского писателя тринадцатого века Снорри Стурлусона, жившего в десятом веке, прекрасно иллюстрирует как важность этой еды для язычников, так и отвращение, которое испытывали к ней христиане.

Однако официальная позиция Церкви была неопределенной.
Обратите внимание, что ни один папа не привел никаких библейских источников этих запретов; возможно, им просто эта идея показалась отталкивающей, поскольку они относились к ней точно так же, как некоторые американцы относятся к сегодняшней французской практике. Но они, возможно, тоже считали это языческим пережитком.

Самый четкий официальный запрет исходил от синода, созванного в Англии папой Адрианом в 787 году. Осуждая языческие обычаи, такие как шрамирование, татуировки и ритуальное нанесение увечий животным, каноны Кальхутенского совета также говорят: «Слишком многие из вас едят лошадей, которые никто в восточно-христианском мире этого не делает: этого также следует избегать».

В целом официальная точка зрения оставалась двойственной, даже внутри Церкви. В десятом веке монахи Святого Галла (каролингского, но германского монастыря) включили благодарность за «сладкое мясо диких лошадей» в число своих застольных благословений. Тем не менее, на практике французы начали есть меньше конины, даже если потребуется некоторое время, чтобы эта практика исчезла; Лепец: «Начиная с IX века его использование становится более редким, а затем редким в центральном и позднем средневековье».

К концу периода Франция стала латинской, а не германской страной, и эта практика присоединилась к скарамаксу как забытая франкская реликвия. В 1420 году парижские буржуа отмечали, что во время осады Мелена «все умирали от голода, и те, у кого были лошади, ели их». Очевидно, что при обычных обстоятельствах французы не делали этого в течение некоторого времени; без сомнения, они тогда и не надеялись увидеть это снова.

Эмиль Блемон, Золотая книга г-на Гюго, par l'élite des Artisteset des écrivains… 1883
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2044662.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий