Страницы

вторник, 6 февраля 2024 г.

Вкусная теория: История специй. Начало.


Специи были известны практически с самого начала истории. Это был один из самых ценных предметов торговли в древнем мире и Средневековье, когда обычная соль ценилась дороже золота. И именно они стали тем двигателем, который привел к развитию некоторых стран в Средние века.

Первые достоверные, хотя и фрагментарные, записи об использовании специй и трав могут относиться к эпохе пирамид в Египте, примерно между 2600 и 2100 годами до нашей эры. Лук и чеснок кормили сто тысяч рабочих, трудившихся на строительстве Великой пирамиды Хеопса, как лекарственные травы для сохранения их здоровья. Памятник, посвященный египетскому фараону Сахуре, датируемый XXV веком до нашей эры, свидетельствует о получении большого количества черного дерева, золота и серебра и восьмидесяти тысяч мер мирры из «земли Пунт».

Позже, когда они стали важными ингредиентами в процессе бальзамирования, кассия и корица были импортированы в Египет из Китая и Юго-Восточной Азии. Чтобы умилостивить богов смерти, тела важных персон предохранялись от разложения путем бальзамирования, которое включало очищение внутренней части живота и ополаскивание его ароматными специями, включая тмин, анис , майоран, кассию и корицу .

В древних цивилизациях не делалось резкого различия между пищевыми растениями, используемыми для ароматизации, пряными растениями, лекарственными растениями и жертвенными растениями. На определенные листья, семена, корни и камедь рзвивался широкий спрос, достигающий кульминации в их использовании в качестве приправы.

Самое раннее упоминание ароматического вещества в Библии встречается в Бытие 2:12 в связи с землей Хавила: «И золото той земли хорошее: там бдолах и камень оникс». Бделлиум представлял собой полученную ароматную камедь. от кустарниковидного дерева Commiphora, mukul, растущего в засушливых районах западной Индии. Из надрезов коры сочилась пахучая камедь, которая затвердевала в маленькие прозрачные воскообразные шарики, напоминающие ароматный жемчуг. Ранние египетские женщины носили их в мешочках в качестве духов. Бдолий часто продавался как дешевый ароматный заменитель мирры.

Древние травы и специи были обнаружены немецким египтологом Георгом Эберсом в замечательном медицинском документе, датированном примерно 1550 годом до нашей эры. Этот обширный свиток, о котором он сообщил в 1874 году и который теперь известен как папирус Эберса, имеет длину около 65 футов и содержит обширную информацию о хирургии и внутренней медицине, а также список около 800 лекарственных препаратов. К ним относятся многие травы и специи, которые мы используем сегодня в качестве приправ: анис, тмин, кассия, кориандр, фенхель, кардамон, лук, чеснок, тимьян, горчица, кунжут, пажитник, шафран и мак. Египтяне использовали эти ароматные специи в медицине, косметических мазях , парфюмерии, ароматических маслах, кулинарии, окуривании и особенно бальзамировании.

Во 2-м и 1-м тысячелетиях до нашей эры «Счастливая Аравия»,
процветала почти невероятно, будучи великим монопольным перевозчиком товаров между Востоком и Западом. Прибыль от производства благовоний добавлялась к доходам от других товаров. Ладан, смола, полученная из нескольких видов толстоствольных кустарниковых деревьев рода Boswellia (распространённых в тропических районах Африки и Азии ), была самым ценным природным продуктом Аравии и широко производилась в долинах Хадрамути Дофар. Эта полупрозрачная камедь янтарного цвета, которая легко воспламеняется , при горении издает приятный запах и пользовалась большим спросом в качестве благовоний. Ее везли на север по «Дороге благовоний» на рынки Египта и Сирии.

Первоначально первобытные караваны на ослах перевозили товары, среди которых были не только бальзам и ладан местного производства, но и товары, направлявшиеся из друг их стран: жемчуг и драгоценные камни из Индии, корица с Востока, слоновая кость и мирра из близлежащих стран. Восточноафриканское побережье. Затем, около 1000 г . до н.э. , в арабской торговле произошла значительная революция, когда нетребовательный одногорбый арабский верблюд Camelus dromedarius был впервые использован для местных и междугородних наземных перевозок. Этот многострадальный, терпеливый зверь, двигавшийся с о скоростью 2 мили в час и несущий груз весом до 500 фунтов, мог преодолевать 25 миль в день, требовал очень мало еды и воды и, таким образом (поскольку были возможны более крупные грузы), сокращал расходы каравана.

Мирра была еще одним ароматическим веществом, известным в Священных Писаниях. В ограниченных масштабах его до сих пор используют сегодня в качестве основного ингредиента благовоний в католических церквях и в качестве основы для некоторых жидкостей для полоскания рта. С читается, что она обладает кровоостанавливающими свойствами, полезными для остановки кровотечения десен. В Евангелии от Матфея 2:11 рассказывается, что мирра была одним из драгоценных даров, предложенных волхвами младенцу Иисусу.

Состоящая из округлых коричневатых ароматических комков или сросшихся слез тусклой смолы, мирра добывалась по большей части из Commiphora myrra, небольшого, кустарникового, колючего дерева, произрастающего в южной Аравии, Абиссинии и стране Пунт (регион в Восточная Африка на южной оконечности Красного моря, напротив современного арабского порта Аден и простирается на юг вдоль побережья Сомали). Его особенно ценили древнеегипетские правители для окуривания храмов и бальзамирования .
Поскольку само мирровое дерево в Египте не выращивалось, фараон царица Хатшепсут в 1485 г . до н. э. решила, что следует приобрести несколько деревьев.

Экспедиция в составе 5 парусных судов вышла из Фив и направилась вниз по Нилу до дельты, через канал в Красное море, затем на юг вдоль побережья Восточной Африк и пока не достигла Пунта. Когда корабли вернулись с «тридцать одним заветным мирровым деревом», они, как сообщается, были также тяжело нагружены такими ценными товарами, как слоновая кость, черное дерево, золото, серебро, корица, косметика для глаз, шкуры пантер, бабуины, собаки большое количество смолы мирры. В обмен на эти деревья и товары египтяне продавали уроженцам Пунта множество дешевых ярких бус, ожерелий и других безделушек.
Коммерческое предприятие царицы Хатшепсут имело большой успех, поскольку придворные хвастались, что ни одному королю никогда не дарили столь богатые владения. Следует отметить, что флот царицы Хатшепсут привез обратно корицу, среди других ценных товаров.

Точное происхождение этой древней специи неизвестно, поскольку деревья корицы не являются коренными жителями Сомали или какой-либо части Африки. По мнению историка Дж. И. Миллера, есть признаки того, что уже во 2-м тысячелетии до нашей эры кассия и корица из Китая и Юго-Восточной Азии, возможно, были завезены из Индонезии на Мадагаскар на примитивных каноэ с выносными опорами по архаичному водному пути, известному как «Коричный путь». Затем эту ароматную кору перевезли на север вдоль восточноафриканского побережья в долину Нила и в страну Пунт.
Арабские торговцы, поставлявшие кассию и корицу, защищали свои деловые интересы, намеренно окутывая тайной происхождение своей продукции.

Следовательно, древние греки и римляне придерживались самых нелепых представлений о происхождении этих восточных пряностей. Известный греческий историк V в. до н.э. Геродот, передавая сведения, полученные им предположительно от арабов, утверждал, что кассия росла в неглубоких болотах, границы которых охраняли свирепые крылатые животные, напоминающие мощных летучих мышей, издававшие пронзительные плач.
Геродот дал еще более необычное описание сбора корицы на горных вершинах где-то в окрестностях Аравии. Говорят, что крупные птицы несли веточки корицы в свои гнезда, которые были прикреплены грязью к крутым скалам, недоступным для человека. Чтобы собрать корицу, продолжала легенда, большие куски свежего ослиного мяса клали возле обрывистых убежищ этих огромных существ, которые с жадностью хватали тяжелые куски туши и несли их в свои гнезда. Эти высокие насесты, не рассчитанные на то, чтобы выдержать такой вес, рухнули бы на землю. Затем туземцы спешно собирали корицу и отвозили ее в торговые центры, где из-за ее нехватки и предполагаемой опасности сбора ее продавали по очень высокой цене.

В течение многих столетий лживые арабские купцы сохраняли строгую монополию на восточные специи, утверждая, что кассия и корица пришли из Африки, и намеренно отговаривая средиземноморских импортеров вступать в прямые контакты с землями, которые действительно производили эти прибыльные товары. Сообщая душераздирающие истории с целью деморализовать конкуренцию и разлучить потребителей и производителей, они смогли увековечить, вероятно, самую тщательно охраняемую коммерческую тайну всех времен.
Географическое положение арабов делало их естественными посредниками, и понятно, что они не хотели, чтобы прибыльная торговля пряностями ускользала из их рук.

Прим.
Ми́рра, миро, смирна — камедистая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев рода Коммифора, в особенности от Commiphora myrrha. Камеде-смола вытекает из паренхимы коры. Мирра обладает приятным запахом и остропряным вкусом, содержит 40—67 % камеди, 28—35 % смолы и 2—4 % эфирного масла.
Пунт (Земля Пунт) — известная древним египтянам территория в Восточной Африке. Пунт — вогнутое донышко винной бутылки. Считается, что Пунт мог находиться на территории современных Сомали, Джибути или Эритреи и части суданского побережья
Каме́дь, гу́мми — высокомолекулярный углевод, выделяемый растениями при механических повреждениях коры или заболеваниях
Ка́ссия — вечнозелёное дерево, вид рода Коричник семейства Лавровые. Корица

Ну, и рецепт - Замзагану: 1750 г. до н.э.

Как и вся хорошая древняя история, большая часть наших знаний о древней Персии составлена. К сожалению, историк Геродот — это практически все, что мы можем написать, когда дело касается персов.
Для этого поста я попробовал один из старейших рецептов, когда-либо найденных. Это набор сломанных табличек из древней Месопотамии, которые команда Йельской вавилонской коллекции кропотливо чинила и переводила с клинописи – древнейшей формы письма в мире. Лаура Келли, автор книги The Silk Road Gourmet , провела исследование названия блюда «Замзагану» и обнаружила, что оно может переводиться как «полевая птица».
  • 1 цесарка
  • 8–10 фиников
  • Семена тмина
  • Семена кориандра
  • 1 лук-порей
  • 2–3 зубчика чеснока
  • 1/2 репы
  • 5 десертных ложек ячменной муки
  • Вода
Смажьте цесарку небольшим количеством оливкового масла. Запекать при температуре 190 градусов 75 минут, часто поливая.
Пока птица готовится, нарежьте финики и разрежьте их на четвертинки.
Когда цесарка сварится, отделите мясо от костей и выложите в кастрюлю. Вылейте жир из противня в форму и добавьте финики, тмин и кориандр. Добавьте в кастрюлю немного воды и варите, пока финики не станут мягкими и липкими. Возможно, вам придется добавить больше воды во время приготовления.
Процедите жидкость и отложите мясо, финики и специи в сторону, накройте фольгой, чтобы сохранить тепло. В кастрюле с жидкостью разомните лук-порей и чеснок и добавьте ломтики репы. Готовьте вместе 10 минут.
Пока лук-порей готовится, смешайте ячменную муку с достаточным количеством воды, чтобы получилась густая паста, и вылейте кусочки пасты размером с десертную ложку на горячую сковороду-гриль. Обжарьте диски теста с каждой стороны до готовности (около 5 минут с каждой стороны).

https://papyrusebers.de/en/

Комментариев нет:

Отправить комментарий