Страницы

вторник, 9 апреля 2024 г.

Вкусная теория: Иисус из Назарета


Основатель христианства не известен как гурман. Однако установленная им Тайная вечеря должна была изменить гастрономию. Еда теперь была не просто более или менее удачной трапезой, она решала спасение и проклятие. Это до сих пор формирует наши представления о еде.


Разрыв с еврейской традицией

Еврейский мир, вероятно, знает празднование Песаха со времени строительства первого Храма в Иерусалиме, то есть уже почти 3000 лет. Совместное празднование, посвященное поеданию жертвенного агнца, было призвано отметить исход евреев из Египта. Иисус из Назарета праздновал Песах со своими учениками накануне своей смерти, в день, который сегодня христиане называют «Чистым четвергом». То, как Иисус приготовил пасхальную трапезу, сегодня празднуется лишь небольшой общиной самаритян. В иудаизме после разрушения Храма (70 г. н.э.) сложился ритуал седера без жертвоприношения животных. В нем каждый компонент трапезы закреплен и имеет символическое значение. Ягненок, вино, опресноки, горькие травы, вареное яйцо и другие.

Но Иисус из Назарета также фундаментально изменил пасхальную трапезу. Преломив хлеб и раздав его своим ученикам по традиции иудейского домохозяина, и после того, как все вкусили вина, он заявил: «Возьмите и ешьте: это тело Мое, которое отдано за вас… Это Мое тело». кровь, кровь завета, пролитая за многих». Это поворотный момент в истории христианства. Совместная трапеза, созданная не только по образцу пасхальной трапезы, но и в традициях древних симпозиумов, становится центральной чертой ранних христианских общин, которые ученики-миссионеры найдут после смерти и воскресения Иисуса. Эти «празднества агапе», как свидетельствуют Деяния апостолов, были непременно радостными. Они резко контрастировали с аскетической практикой отцов-пустынников ранней церкви.

От празднования Агапе до Вечери Господней
Начиная со II века, ритуал Евхаристии, в переводе Лютера, Вечери Господней с хлебом и вином, был отделен от чувственной «трапезы насыщения» и интегрирован в воскресную службу. Не в последнюю очередь потому, что его основная идея о поедании Бога на самом деле является скандалом, в истории христианства были серьезные споры о ее значении и конкретном применении. Не в последнюю очередь по вопросам, не лучше ли вместо вина использовать воду или виноградный сок (а если да, то красное или белое вино, или даже безалкогольное), баранину или рыбу (как в ряде ранних Христианские изображения), как заквашенный, так и пресный хлеб (православные и реформатские против католиков и лютеран), Церковь несколько раз раскололась.

Хлеб …

В историю кулинарного искусства Вечеря Господня принесла два нововведения: одно прямое и одно косвенное. С одной стороны, самое позднее ко времени Каролингов люди начали задумываться о качестве основных продуктов Вечери Господней. Постепенно становилось все более очевидным представление о том, что хлеб и вино не только символизировали Бога в совершении Вечери Господней, но и были по существу тождественны Ему. Было предложено выбирать для этой цели особенно хорошие основные продукты. И что они должны быть обработаны особенно качественно и максимально чисто.

Для северных и центрально-европейских государств раннего средневековья это означало, что с 1170 года рати делали уже не из распространенного здесь ячменя, а исключительно из более ценной пшеницы. Потому что, как утверждал Петрус Коместор, ячмень был пищей тягловых животных. То, что хлеб и вино должны быть «абсолютно чистыми» («mundissimum»), уже постулировал Алкуин, придворный богослов Карла Великого, в 798 году. кулинарные знания до Французской революции.

… и вино

Например, в виноградарстве. Заповедь делать вино «естественно чистым» и не участвовать в типичной для того времени фальсификации сделала церковные и монастырские винодельни по всей Европе маяками качества вина начиная с раннего средневековья – от Кло-Вужо в Бургундии до монастыря Эбербах в Рейнгау. Кардинал де Берни, например, праздновал причастие исключительно с самым прекрасным, несмешанным Мерсо, потому что Бог не должен гримасничать в момент причастия. Этот церковный идеал до сих пор отражается в названии первой немецкой ассоциации виноградарей, занимающейся качественным вином, «Verband Deutscher Naturweinversteigerer», созданной в 1910 году.

Еда как духовное исцеление
Косвенные последствия были, по меньшей мере, столь же весомыми. Потому что еда Бог меняет людей, они становятся тем, что они едят. Для верующих почти алхимическое обещание очищения, преобразования и искупления имело первостепенное значение. Самое позднее с начала XIX века к модели «общения» с Богом в Вечере Господней присоединилась или заменила модель единения с природой: со времен Руссо и реформаторов жизни XIX и XX веков многие люди верят они могут испытать не только физическое, но и духовное исцеление, употребляя в пищу максимально чистую, необработанную «натуральную пищу», например сырую пищу. Тем, кто считает, что такое отношение, для которого всякая изысканность представляет собой извращение, означает противоположность кулинарному искусству, следует напомнить, что именно «Новая кухня» ее сторонниками в первую очередь понималась как «Натуральная кухня».

Два пути следования за Христом
Согласно жизни Иисуса и библейской традиции, христианское учение, по сути, провозгласило умеренность и даже аскетизм образцовыми добродетелями. Однако в самой Библии, в притче о Марии и Марфе, есть и вторая возможность следовать за Христом. Иисус несколько раз посещает дом двух сестер. Библия неоднократно указывает, сколько усилий прикладывает к этому Марфа, а Мария слушает его поучения.

Реакция Иисуса неясна. Сначала он предпочитает позицию Мэри. Но когда по случаю второго банкета в доме сестер один из учеников упрекает его, что он скорее пожертвует деньги бедным, он возражает: «У тебя всегда с собой бедняки, но ты не Я всегда с тобой. Мотив «Иисус в доме Марии и Марфы» даст художникам раннего Нового времени возможность передать чувственность кухни и еды, как никогда раньше.


Пасхальный ягненок.
Андреа Крогманн наблюдала за приготовлением пасхального агнца по традиционному обряду самаритян на горе Газирим. Согласно этому, традиционная пасхальная трапеза предусматривает для каждой семьи «безупречного годовалого ягненка мужского пола», которого под вечер забивают, готовят на огне и наспех съедают. Согласно библейскому рассказу об исходе Израиля из Египта, «с обувью на ногах, с посохом в руке».

Во время процедуры с обескровленных животных тщательно снимают шкуру и очищают, не допуская повреждения костей. «Сердца и другие органы жертвенных животных идут в пылающий огонь главного жертвенного огня; Сами животные солятся и готовятся, нанизываясь на шампуры, в костровых ямах, напоминающих печи, отверстие которых закрывается деревянной крышкой, травами и глиной. Лишь около полуночи мясо готовится, и каждая семья получает свою долю. То, что не было съедено на рассвете, тоже сжигается – так, как сказано в Библии».
https://www.domradio.de/artikel/die-samaritaner-schla..

Комментариев нет:

Отправить комментарий