Страницы

среда, 3 апреля 2024 г.

Вкусные праздники: 4-10 апреля— Мегалесции (Megalencia)

 


Мегале́сия — древнеримский праздник в честь богини Кибелы, известной римлянам как Великая Мать. Проходил с 4 по 10 апреля. Название праздника происходит от греческого megale (др.-греч. μϵγάλη), что означает «великий». Культ Кибелы возник в Риме в 204 году до н. э. Римляне позаимствовали его из Пессинунта, откуда также прибыли жрецы богини Галлы. Как «Великая Мать Богов» и предполагаемая троянская богиня ― а именно из Трои, по преданию, вели своё происхождение патриции Рима, Кибела стала покровительницей римлян в их войне против Карфагена.

Мегалесия начиналась 4 апреля, в годовщину прибытия Кибелы в Рим. Точный ход празднества неясен, но он включал в себя ludi scaenici (пьесы и другие театральные постановки, основанные на религиозных темах), которые вероятно, проходили на ступенях к её храму; некоторые из этих пьес были при этом сочинены известными драматургами. 10 апреля изображение Кибелы во время публичного шествия переносилось в Большой цирк и в честь богини проводились гонки на колесницах.

Кибела (другие имена – Цибела, Кибеба, Кубаба) – одна из самых древних богинь, известных людям. Великой матери поклонялись еще в эпоху неолита. Самые первые сведения об ее культе ученые нашли в исторических памятниках, датированных II тысячелетием до н.э.

Изначально Кибелу почитали жители Фригии – древнего государства, которое располагалось на территории современной Турции. Сравнимая с египетской Изидой и шумерской Инанной, она сочетала в себе качества сразу нескольких античных богинь. Но в первую очередь Кибелу ассоциировали с Деметрой, отвечающей за плодородие и земледелие, и Реей – матерью Зевса.

Богиню изображали как высокую и статную женщину в накидке и с короной на голове, причем этот царственный головной убор выглядел как подобие башни: высокий и конусообразный. Рядом с Кибелой всегда находились ее символы: лев и сосна. В руках богиня держит тимпан – ударный музыкальный инструмент, а также скипетр или колосья пшеницы. Все эти символы олицетворяли величие Кибелы.

Впрочем, культ Кибелы постепенно сам пришел в упадок к IV веку и был вытеснен набиравшим последователей христианством, как и другие языческие верования.


Репа и брюква были важными продуктами питания в древнем мире, а также в средние века. Плиний помещает репу чуть ниже злаков в «Естественной истории» и пишет, что нет овощей более полезных, чем эти ( alius usus praestantior ab iis non est ), для потребления человеком и животными. Обычно едят как листья, так и клубни. Кроме того, по мнению Колумеллы, и репа, и брюква — продукты, которые насыщают фермеров ( rusticosimplent ), и это одна из причин, по которой мы решили приготовить плебейский вариант этого блюда, рекомендованный для обоих клубней, выбрав его из Третьей книги De Re Coquinaria.

Чтобы сделать плебейский вариант, вместо меда и дефрита , представляющего собой концентрированный виноградный сок, мы использовали только мед, а гарум заменили мурией, а оливковое масло — салом. Мурия и гарум — оба рыбные соусы, но первый был дешевле и чаще использовался плебеями, хотя существовали и дорогие разновидности мурии . Если вы предпочитаете, вместо этого вы можете использовать рыбный соус из Юго-Восточной Азии, колатуру ди аличи или просто соль.

Сало — это ингредиент, которого нет в элитных римских рецептах. В отличие от средневековья, когда он был незаменимым кулинарным жиром в придворной кухне, в древности его в основном использовали в сельской местности в качестве традиционного ингредиента .
Silphium Parthicum , упомянутый в оригинальном рецепте, является самым дешевым типом сильфия и эквивалентен асафетиде, как ясно описано Теофрастом в Historia Plantarum . Вы можете использовать либо смолу, либо порошок, но смола будет более вкусной и ароматной.

Руту сложно заменить из-за ее своеобразного вкуса, но вы можете использовать другую ароматическую траву и все равно получить отличный результат. Хороший выбор — петрушка или мята.
Оригинальный рецепт – соус, которым необходимо заправить отварные клубни. Мы немного изменили его, чтобы сделать блюдо плебейским, завершив приготовление остальными ингредиентами после обжаривания приготовленной брюквы с салом. Мы также использовали листья, которые обычно ели, но не упоминались в De Re Coquinaria .

Если вы хотите приготовить оригинальное римское блюдо, вы можете следовать следующему методу: растолочь тмин, добавить измельченную руту и ​​жидкие ингредиенты (одна столовая ложка дефрита , две столовые ложки уксуса и гарума и немного меда — хорошее соотношение), затем смешайте с небольшим количеством тертой асафетиды. Чтобы приготовить дефритум , уварите немного свежевыжатого виноградного сока, пока его объем не уменьшится вдвое. Доведите соус до кипения и залейте отваренные клубни.
Ингредиенты
  • брюква
  • специи (тмин, асафетида)
  • рута
  • мед
  • уксус
  • мурия
  • сало

Очистите брюкву, разрежьте ее на кусочки и измельчите листья. Клубни отварить в воде 30 минут, затем добавить листья и варить еще 10 минут. Вылейте воду.
Тем временем измельчите несколько листьев руты, разотрите тмин в ступке и натрите асафетиду. Растопить сало на сковороде. Варите брюкву с листьями пару минут, добавляя уксус, мурию, немного меда, специи и руту. Подавайте горячим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий