Живопись в средневековых книгах мыслится в тесной связи с текстом. Инициалы и заглавные буквы украшают его и подчеркивают его структуру, в то время как сцены комментируют и дополняют его смысл. В результате художники подвергаются многочисленным ограничениям и редко свободны в выборе темы... что не сдерживает ни их талант, ни их воображение.
Освещенный декор
Начиная с раннего Средневековья, иллюминация носила двоякий характер: иллюстративная и декоративная. Иллюстрация появляется со времен античности. Лишь сравнительно поздно на Западе в рукописях появляется декор в виде орнаментированного письма, древнейшие сохранившиеся образцы которого датируются не ранее VI века . Введение этого декоративного элемента, изначально весьма скромного, оказало значительное влияние на внешний вид планировки. Подсвеченные инициалы служат маркерами, выделяющими различные части текста. Таким образом, для удобства чтения организованы книги, главы, абзацы или другие разделы, относящиеся к произведению.
Независимо от того, был ли он заполнен историческим декором, вдохновленным текстом, или чисто орнаментальными мотивами, инициал претерпел многочисленные метаморфозы в течение средневекового периода, связанные с эволюцией типов письма, стилей и техники, и отмечен значительными этапами. Так, со второй половины XIII века декорированный шрифт получил маргинальные расширения, что привело к появлению растительных и цветочных бордюров и рамок, характерных для французских рукописей позднего Средневековья.
В это время наблюдается очень тесная связь между материальным оформлением рукописи и ее иллюминированным декором. Формат иллюстраций определяется макетом в зависимости от того, имеет ли рукопись длинные строки, два или три столбца. Художники-иллюминаторы часто умеют воспользоваться ограничениями, налагаемыми правилами, которые априори для них не предназначены, чтобы адаптировать свои композиции к отведенному им пространству. В более общем плане, в Средние века распределение живописных украшений или изображений в рукописи не было и не могло быть предоставлено на усмотрение и фантазию художника, как в современных иллюстрированных книгах. Это делается в заранее запланированных местах, которые переписчик оставляет свободными по указанию книготорговца, дизайнера произведения или спонсора. Эту роль теперь играет изготовитель модели. Эти места расположены в основных членениях текста, и их важность, очевидно, варьируется в зависимости от их внутренней иерархии: например, полная страница или полстраницы по всей ширине письменной поверхности для важных членений (пролог, книги), миниатюры в квадратном или прямоугольном формате шириной в колонку текста или даже исторически оформленные буквы для второстепенных разделов (заголовки глав). Аналогичная иерархия используется для орнаментальных частей, инициалов, рамок, бордюров, важность которых зависит от их положения в тексте.
Столкнувшись с рукописью, которую он должен проиллюстрировать или украсить, художник-иллюстратор не предоставлен самому себе. У него также нет свободы определять свою иконографическую программу. Он, безусловно, руководствуется текстом, который предстоит проиллюстрировать, но не контролирует выбор сцен для представления. Работа для него подготавливается в виде письменных инструкций или набросков графитом или чернилами, помещенных рядом с местом, отведенным для иллюстрации, иногда сопровождаемых краткими упоминаниями о цветах.
В случае более сложных иллюстраций, передающих сложное сообщение или не имеющих образца, именно человек, разработавший иконографическую программу для обработки, ученый священнослужитель или даже сам автор текста, который в конце Средних веков был вовсе не равнодушен к иллюстрированию своих произведений, иногда дает очень подробные инструкции иллюстратору. Таким образом, около 1320 года в рукописи Бельвильского бревиария появилось продолжительное описательное развитие, которое явно связано с весьма исключительным иконографическим циклом, принятым для календаря и иллюстрации псалмов. Таким образом, осветитель-иллюстратор работает по более или менее точным инструкциям, предоставленным третьей стороной, или по образцу.
Единственные случаи, когда иллюстрация является результатом осмысленного прочтения и по-настоящему личной интерпретации текста, — это работы таких выдающихся художников, как Жан Фуке. Когда последний в «Больших французских хрониках» изображает коронацию Карла Великого, состоявшуюся в Риме в декабре 800 года, он помещает эту сцену не в какое-либо религиозное сооружение, а в старую ватиканскую базилику, которую ему довелось посетить во время своего пребывания в Риме и которая впоследствии была снесена, чтобы освободить место для нового собора Святого Петра XVI века . Немногие художники в такой степени сочетали культуру и стремление к реализму.
Помимо различных ограничений, которым подвергаются художники, существует обязанность соответствовать стилю живописи своего времени и своей страны. Речь идет об уважении традиций. Каждому, кто хотел стать художником или иллюминатором, советовали выбрать хорошего мастера, следовать его учению, подражать ему как можно лучше, и именно благодаря этим знаниям личный гений мог проявиться в должное время, когда молодой художник достигал определенного уровня опыта.
Во Франции этот стиль значительно эволюционировал в течение последних трех столетий Средневековья. Разителен разрыв между линейным стилем рукописей XIII века с его сильно прорисованными, едва моделированными формами, унаследованными от романского периода, с его сдержанным и монотонным колоритом, и мерцающими сценами рукописей XV века , уступающими место перспективе и структурированным объемам, знаменующим возврат к древнему натурализму и иллюзионизму, которые трансальпийские художники почти никогда не прекращали практиковать. В этой медленной и постепенной эволюции решающую роль сыграл тот факт, что во все времена, и особенно около 1400 года, парижская художественная среда представляла собой перекресток влияний и культур.
Источник С сайта L'Aventure du livre.
Вот и заканчивается путешествие по Европе раннего Средневековья). Надеюсь, вам понравилось. Как и мне)
А в мае месяце мы отправимся на юга, где нас ждут невероятно интересные люди, книги и, конечно же, рецепты.
В путь!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий