Страницы

суббота, 5 апреля 2025 г.

Вкусная живопись: Джузе́ппе Арчимбо́льдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же)


Джузе́ппе Арчимбо́льдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец и художник-декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. В его творчестве некоторые критики и художники XX века усматривали предвосхищение сюрреализма.

Джузеппе Арчимбольдо родился в семье миланского художника; с юных лет он помогал отцу создавать церковные росписи, а также специализировался на выполнении эскизов гобеленов и витражей. Добившись известности и авторитета, в 1562 году был приглашён ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а далее служил его преемнику Рудольфу II в Праге. Помимо исполнения обязанностей придворного живописца и декоратора, курировал приобретение предметов искусства, занимался организацией праздников и вёл инженерные работы.

«Составленные головы»
В творческом наследии Арчимбольдо особое место занимает серия прославивших его имя аллегорических портретов, получивших условное название «составленные головы» (фр. têtes composées, голов, составленных из фруктов, овощей, цветов и плодов. Стиль этих произведений по утверждению исследовательницы Л. И. Тананаевой уникален и не характерен для XVI столетия, хотя его традиционно относят к течению западноевропейского маньеризма.

Джузеппе Арчимбольдо был придворным художником трех императоров — Фердинанда I, Максимилиана II и Рудольфа II и, как бы сейчас сказали, универсальным арт-директором. Он создавал костюмы для придворных праздников, занимался оформлением и постановкой разнообразных торжеств, турниров и коронаций, разрабатывал и усовершенствовал различные механизмы, проектировал фонтаны и создавал витражи. Именно служба в Праге при дворе яркого и амбициозного Рудольфа II стала периодом расцвета художника.

Рудольф II, меценат и покровитель наук и искусства, привлек к своему двору множество неординарных личностей – художников, поэтов, ученых, а также магов, оккультистов и алхимиков. При нем в Праге работали астрономы Иоганн Кеплер и Тихо Браге, художники Бартоломеус Шпрангер и Ханс фон Аахен, скульпторы Адриан де Врис и Джамболоньи. Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев. Стараниями Арчимбольдо она пополнилась многими редкостями и диковинками, а также картинами Дюрера и Брейгеля.
В реестре смертей в Magistro della Sanita в Милане записано, что художник Джузеппе Арчимбольдо умер в этот день в 1593 году в возрасте около 66 лет от камней в почках. Арчимбольдо наиболее известен своими многократно подражаемыми «портретами», выполненными из тщательно подобранных фруктов, цветов, овощей и других продуктов. Вполне возможно, что его идея создания картин таким образом была вдохновлена ​​блюдами на настоящих банкетах, которые устраивали разные художники его времени, создававшие композиции из настоящей еды.

Картины сюрреалистичны, до того, как появилось официальное движение сюрреалистов, и полны аллегорий и символизма, которые утеряны многими из нас сегодня (включая меня), но которые были бы понятны его покровителям и современникам. Они также умны и забавны, и мы все можем это оценить. Моя любимая картина — «Огородник». Или лучше сказать «Овощная чаша»?

Картины иногда дают нам полезную информацию о еде и столовых в прошлые времена. На этой картине легко узнать морковь и лук, а это длинные стебли кардонов справа (или слева, в зависимости от того, на какое изображение вы смотрите)? Чеснок для глаз тоже. Видите что-нибудь еще?


Морковь — наш любимый овощ сегодня. Морковь существует с древних, возможно, доисторических времен, но, похоже, изначально ее использовали ради семян и листьев. Вероятно, ее привезли арабы из Афганистна на Средний Восток и Центральную Азию где-то между VIII и X веками , откуда они постепенно распространились на Европу и Британию к пятнадцатому веку. Они отличались от моркови, которую мы знаем сегодня, — они были фиолетовыми или желтыми, с более тонкими корнями и, вероятно, не такими нежными или сладкими. Классическую оранжевую морковь вывели голландцы в шестнадцатом веке, некоторые говорят, что это было актом патриотического садоводства в честь голландской королевской семьи, дома Оранских.

Морковь принадлежит к семейству зонтичных , и, как следует из названия, у них есть зонтикообразные цветочные головки. Существует более 3000 членов этого семейства, включая множество трав (петрушка, укроп, кориандр, фенхель и тмин), а также сельдерей и дягиль. Самый очевидный родственник моркови — пастернак, который выглядит очень похоже и готовится очень похоже. 

Вот несколько слов и, и своего рода рецептов, как для моркови, так и для пастернака от итальянца пятнадцатого века Бартоломео Сакки (он же Платина). Он считает их просто вариациями одного и того же полезного в лечебных целях овоща.

О моркови и пастернаке.
Существует два вида пастернака… Врачи говорят, что пастернак белый, а морковь красная или почти черная. … Оба трудноперевариваемые, малопитательные и грубые. Пастернак следует варить дважды, слив первую воду, и готовить с салатом второй раз. Переложенный оттуда на блюдо и приправленный солью, уксусом, кориандром и перцем, он пригоден для еды, так как он успокаивает кашель, плеврит и водянку, и возбуждает страсть. Его даже принято обваливать в муке и жарить в масле и жире, когда он выдолблен после первого кипячения.
Морковь приправляют так же, как пастернак, но она считается слаще, если ее готовить под теплой золой и углями. Когда ее вынимают, ее следует немного охладить, очистить, полностью очистить от золы, нарезать на кусочки и переложить на блюдо. Следует добавить соли, полить маслом и уксусом, добавить немного сгущенного сусла или сусла и посыпать сладкими специями. Нет ничего приятнее в еде, чем это. Это полезно для людей в двух отношениях, так как подавляет желчь и выводит мочу. В других отношениях это вредно, так как это для печени, желудка и селезенки.
[On Right Pleasure and Good Health; Platina (1475), from the Milham translation], или О правильном удовольствии и хорошем здоровье; Platina (1475), из перевода Milham

Комментариев нет:

Отправить комментарий