Страницы

пятница, 4 апреля 2025 г.

Вкусная теория: Чтение в Средние века


В начале Средних веков латинский Запад гораздо сильнее порвал с античной практикой чтения, чем греческий Восток.

Книга сохраняет центральное место в византийском мире. В Византии на протяжении всего Средневековья сохранялось государственное и частное образование, как начальное, так и высшее, а грамотность, подкрепляемая преемственностью бюрократии как в столице, так и в провинциях, была обязательным требованием светского общества, причем настолько, что поступавшие в религиозное учреждение уже умели читать и писать. В Византии по-прежнему существуют читательские кружки и частные библиотеки, книга остается товаром, производимым ремесленниками-переписчиками (иногда также монахами) или переписчиками-любителями; Свиток по-прежнему широко используется, по крайней мере в литургии, даже если надписи на нем расположены не так, как в античности. Значимым явлением остается модель чтения в Византии, сформулированная много веков назад Дионисием Фракийским, который предписывал
читателю, какой бы ни была книга, концентрировать свое внимание на названии, авторе, его намерениях, единстве, структуре, эффекте произведения, что подразумевало упорядоченное чтение, глубокое размышление над текстом. Сохранилась и древняя практика чтения вслух, что приближает письменную речь к устной, проповедуемой, провозглашаемой речи, в то время как средневековый латинский Запад предпочитал чтение шепотом или про себя. Напротив, на латинском Западе разрыв глубок.

Книга, хранилище знаний, над которыми можно размышлять или просто сохранять.
В то время как в античном мире чтением занимались в садах или под портиками, а письмом занимались на площадях и улицах, что увеличивало возможности для чтения, на Западе раннего Средневековья чтение было известно лишь в тайниках церквей, келий, трапезных, монастырей, религиозных школ или, иногда, при дворе князя. Причём это чтение чаще всего ограничивается Священным Писанием и текстами духовного назидания. Только в церковных местах и ​​монастырях процветают поэмы, восхваляющие книги, библиотеки и чтение.


Переход от чтения вслух к чтению шепотом или про себя

В то же время, когда чтение про себя сменилось (весьма массово с XIII века ) устным чтением и «голоса страниц» угасли, страница постепенно становилась менее компактной, структурировалась, выявляла прожилки и артикуляции текста, организовывала различные уровни чтения, прибегая к различным стилям и модулям письма, значительно используя цвет, умножая пробелы и пропуски.
Еще одним важным изменением в раннесредневековой Европе стал переход от чтения вслух к чтению шепотом или про себя. Причин тому несколько: книги читаются прежде всего для того, чтобы познать Бога или спасти свою душу, и поэтому их нужно понимать, размышлять над ними, возможно, даже заучивать наизусть; Сам кодекс с его страницами, разрезающими текст, что облегчает перечитывание и сравнение нескольких отрывков, является приглашением к медитативному чтению; Общественная жизнь в религиозных учреждениях, где чаще всего практикуется чтение, требует говорить тихим голосом. Короче говоря, смысл и использование книги изменились. Мы читаем мало текстов, даже если пишем много, потому что усталость, которую требует расшифровка, сама по себе подобна молитве. Книга, не всегда предназначенная для чтения, является не только благочестивым произведением или средством спасения, но и родовым благом, и в своих самых священных, драгоценных, монументальных формах она становится знаком священного.

Практика чтения становится редкостью
Образованных людей мало, читают лишь немногие книги, да и то лишь по определенным случаям; Отсутствие практики препятствует быстрому просмотру слов и предложений, необходимому для устного чтения: все это требует чтения про себя или, в лучшем случае, шепотом, подобно жужжанию пчел. Прямым следствием этой практики станет разделение слов, приспособленное к типу чтения, который больше не зависит от ораторского ритма предложения, использование графических условных обозначений для направления взгляда по разделам текста, новая практика пунктуации и способы ее обозначения, поскольку она больше не служит для ораторского чтения, а облегчает понимание или конкретное понимание текста. Но так же, как в античном мире время от времени практиковалось молчаливое чтение, средневековый мир не был незнаком с чтением вслух: оно практиковалось для литургических или назидательных текстов, в церкви, в общественных трапезных или даже в качестве школьного упражнения, а возможно, даже индивидуального как монашеское упражнение. Наконец, похоже, публичное чтение вслух стало практиковаться в случае исторических повествований. Но даже если та или иная из этих двух практик могла быть нормой в каждую эпоху, мы в любом случае должны исключить любую слишком резкую дихотомию. Более того, промежуточные формы чтения шепотом или шёпотом практиковались всегда: можно вспомнить Апулея, предлагающего читателю в начале «Метаморфоз» читать его произведение «lepido susurro» («тихим шепотом»), или «ruminatio» монаха, пережевывающего слова тихим голосом.

Книга как орудие интеллектуального труда
Между концом XI и XIV веками наступил новый этап в истории чтения. Возрождаются города, а вместе с ними и школы, которые являются местами книг. Развивается грамотность, письменность совершенствуется на всех уровнях, а использование книг и их объектов становится все более разнообразным. Практики письма и чтения, которые в раннем Средневековье существовали довольно обособленно, теперь объединяются и являются функциями друг друга, составляя единое органическое целое. Мы читаем для того, чтобы писать, для компиляции, что является особым методом сочинения мастеров схоластики. И мы пишем для читателей. Мы начинаем много читать и по-другому. Речь уже не идет просто о понимании буквы написанного (listera): это лишь первый шаг, от которого следует перейти к смыслу (sensus) текста, чтобы в конечном итоге достичь «sententia», учения во всей его глубине. Петрарка, осуждавший манию ненужного накопления томов, изложил теорию чтения как практики, призванной «заключить» книги в мозг, а не на «полках». Это основы академического чтения, модели чтения, которая глубоко проникает в текст, раскрывает комментарии и рассеивает их авторитет.


Новая организация страницы
Распространение частных библиотек в определенной степени отвечает росту потребностей в чтении. Даже в тех случаях, когда эти библиотеки служили лишь для демонстрации богатства и поверхностной культуры, они показывают, что в представлениях греко-римского общества того времени книги и чтение были частью досуга и жизни богатых людей.
В эпоху империи было опубликовано несколько трактатов по чтению, призванных помочь читателю сделать выбор и составить первоначальную коллекцию книг. Мы должны сделать вывод, что либо деятельность книготорговцев в настоящее время настолько обширна и разнообразна по сравнению с прошлым, что это может сбивать с толку, либо общественность больше не состоит только из элиты и что она еще больше растерялась или нерешительна в своем выборе.

Новая структура книги
Если в раннем Средневековье были известны лишь скромные подразделения текста, основанные не столько на конкретных знаках, сколько на украшениях (усиление начальных букв цветом, изменение написания, различные украшения), то мы переходим к настоящей системе вспомогательных приемов чтения и обращения к книге, призванных быстро находить нужный нам отрывок: рубрикация, разделение на абзацы, названия глав, разделение текста и комментариев, резюме, таблицы соответствий терминов, индексы и алфавитно-аналитические таблицы.

Рождение библиотек для чтения
В то же время книжное пространство также претерпевает изменения. В XIII веке , с появлением нищенствующих орденов, зародилась библиотека, предназначенная в первую очередь для чтения, а не для накопления наследия и его сохранения; а также зарождается библиотечное дело, основанное на каталоге, задуманном уже не как простая инвентаризация, а как инструмент консультирования, предназначенный для поиска нужной книги в библиотеке или в других библиотеках в том же географическом районе; Также имеется мемориал — таблица, на которой отмечены займы. С архитектурной точки зрения эта новая библиотека представляет собой длинную комнату со свободным проходом в центре и параллельно расположенными по бокам рядами столов, на которых цепочкой закреплены книги, предлагаемые для чтения и изучения.

 Это в некотором роде план готической церкви, и сходство выходит за рамки простой пространственной организации; оно отражает новые требования готической цивилизации. Библиотека выходит из уединения монастыря или узкого пространства, отведенного ей епископами в романских соборах, чтобы стать городской и обширной. Подобно тому, как церковь становится местом (изображениями, иконами, цветами), предлагаемым для обозрения и наслаждения, так и библиотека представляет собой место, где книги выставлены напоказ и доступны. Этот новый тип библиотеки также отличается своей тишиной. Доступ к книге должен быть бесшумным, едва нарушаемым трением цепей, прикрепляющих ее к столу. Поиск авторов и названий в свободном доступе каталога должен быть тихим. Наконец, безмолвным, поскольку целиком предназначенным для глаз, является чтение этих книг людьми, как в одиночку, так и вместе.

Рождение книги на родном языке
Даже если они не являются непосредственными, визуальное чтение, лишенное всех помех, не остается без последствий для способов использования книги, для формирования критического чувства по отношению к письму, для интеллектуальных упражнений, для практики благочестия, для рождения неортодоксальных идей, для эротизма. Развитие грамотности в светском обществе в XIII – XIV вв. привело к появлению иных моделей чтения, нежели схоластическое и университетское: именно в это время зарождается книга на народном языке. Хотя недостатка в образованных читателях не было, книга на родном языке распространялась в основном среди буржуазии торговцев и ремесленников, которые были более или менее начитанными, но не знали латыни.

Рождение гуманизма в княжеских библиотеках
Другая модель чтения — это модель двора и высшей европейской аристократии, порой весьма культурной. Среди принцев и знати книги обычно являются произведениями развлечения или поклонения, но их функция выходит за рамки простого чтения: они также являются украшениями, знаками принадлежности к самому изысканному обществу; Они нарочито выставляют напоказ богатство и великолепие, украшая книги иллюминацией, переплетами из дорогой кожи, тончайшими тканями и драгоценными металлами. Это предметы, которые напоминают, выражают и прославляют величие принца и его двора. Заказанные у высококвалифицированных книготорговцев, полученные в дар или по наследству, эти книги в конечном итоге составили княжеские библиотеки, которые по своему содержанию сильно отличались от религиозных библиотек: в них преобладали книги на народном языке, воспевавшие оружие и любовь, рассказывавшие более или менее чудесные истории и «популяризировавшие» тексты великой классической традиции. В латинском разделе собраны религиозные произведения, Библии, часословы, требники. В XV веке именно в этих библиотеках гуманизм ворвался на сцену с его классическими греческими и латинскими произведениями. А часть свободного времени взрослых будет посвящена этим чтениям, причем не столько в самой библиотеке, сколько в жилых и оздоровительных зонах величественной резиденции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий