В Средние века предпочтительным носителем для рукописей был пергамент — кожа животных (на Западе чаще всего овечья), тщательно подготовленная для письма. Вслед за папирусом пергамент постепенно вытеснялся бумагой, использование которой, возникшее в Китае, распространилось в Европе только с конца XIII века .
Французское слово « parchemin » происходит от названия города Пергам (ныне Бергама, в Турции) . Последний известен со времен античности и долгое время использовался в качестве основы для письма, будь то книги, письма или документы.Люди знали и другие способы его использования: например, если смазать его маслом, он служил окном.
Сырье : кожа животных.
Процесс производства пергамента использует относительно простую технологию. Сырьем служит кожа животного (телятины, овцы, козы и т. д.) : сначала ее вымачивают в известковой ванне, чтобы облегчить удаление шерсти ; Однако восточный рецепт рекомендует использовать для этой операции финики, чтобы не пересушить остатки. На другой стороне могли сохраниться следы мяса или жира, которые осторожно соскребаются металлическим инструментом. Наконец, кожу натягивают на раму для просушки — возможно, после последней стирки ; В мусульманской Испании производители пергамента имели обыкновение вторгаться на кладбища, чтобы высушить там пергамент : поэтому юристы рекомендовали властям положить этому конец. После приготовления пергамент имеет разницу в цвете и текстуре между « стороной с волосками » (также называемой « стороной с цветками ») и « стороной с мякотью ».
Подготовительные работы : шлифовка
На Западе изготовители пергамента иногда продолжали подготовительную работу до тех пор, пока обе стороны не становились одинаковыми : этого результата можно было добиться путем тщательной шлифовки или нанесения мела на поверхность. С другой стороны, в арабо-мусульманском мире эта разница, по-видимому, не смущает пользователей : в рукописях этого культурного региона желтоватые, телесного цвета стороны систематически встречаются напротив волосатых, почти белых сторон, так что разница обычно очевидна, когда открываешь книгу.
Как видно, подготовительные работы влияют на конечный продукт, но его качество также обусловлено сырьем, то есть кожурой, качество которой различается в зависимости от вида. Из очень молодых телят можно получить « веллум » — высшую разновидность пергамента ; Однако чаще всего мастера работали с овчинами. Возраст и состояние здоровья животного, а также полученные им травмы сыграли свою роль в конечном результате.
Изготовление блокнота
Чтобы изготовить блокнот, основополагающий элемент средневековой рукописи, мусульманские мастера начинали с разрезания пергамента на куски, которые они обычно собирали в группы по пять штук, прежде чем складывать их пополам ; на двухстраничном листе одна сторона с изображением плоти обычно обращена к другой стороне с изображением волос.
На Западе, с другой стороны, кожу складывали один, два или три раза... в зависимости от размеров, которые переписчик хотел придать странице ; Этот процесс имел следствием постоянное размещение сторон одинаковой природы друг напротив друга.
Чтобы придать рукописям большую ценность, а также добиться эффекта оригинальности представления, пергамент иногда окрашивали. В западном Средневековье Евангелия печатались на пурпурном пергаменте : Codex Argenteus , вероятно, созданный для Теодориха, особенно наглядно демонстрирует эту страсть к роскошным копиям. В исламском мире самым известным примером этой необычной техники является синий Коран.
Постановление
Прежде чем страницы рукописи попали в руки писца, на них наносилась так называемая разлиновка, то есть набор линий, определяющих поверхность письма. Это примерно типично для одной и той же рукописи. Целью постановления было стандартизировать внешний вид копии, дать указания переписчику и позволить ему выверить свой почерк. Линовка может быть двух типов : длинная строка или две колонки текста (редко больше), причем второй тип предпочтительнее использовать для рукописей большого или среднего размера. Структурируя макет, линейка также разграничивает пространство, отведенное для иллюстраций. Нарисованный в древнейшие времена сухой иглой, позднее его стали рисовать графитом, а затем чернилами, иногда даже цветными чернилами, что привнесло этот важнейший элемент в сферу декора.
Дорогая поддержка
Изготовление рукописей на этом носителе подразумевало необходимость резервирования большего или меньшего количества шкур для этой цели вместо их переработки в кожу. В случае рукописей большого формата это были настоящие стада : для Амиатинского кодекса (Флоренция, Библиотека Лауренциана) потребовалось более пятисот овчин, а для Корана размером с арабскую рукопись 324, хранящуюся в Национальной библиотеке Франции, их, вероятно, было столько же или даже больше.
Поэтому пергамент был чрезвычайно дорог ; Это объясняет, почему старые пергаменты использовались повторно после того, как на них стирали надписи : в этом случае мы говорим о « палимпсесте ».
Статья взята с сайта L'Aventure du livre (2011)
Комментариев нет:
Отправить комментарий