Страницы

четверг, 24 апреля 2025 г.

Вкусные праздники: Канун Дня Святого Марка


Иоанн Марк был сыном Марии, в доме которой собирались ученики Иисуса Христа в Иерусалиме. Марк сотрудничал с Его учениками — святыми апостолами Павлом и Варнавою в их миссионерских путешествиях, а затем стал помощником святого апостола Павла. По преданию, святой Марк записал в своем Евангелии учение Петра, а затем основал Церковь в Александрии, где и принял мученическую смерть. В 830 году его реликвии были перенесены в Венецию. 


День евангелиста Марка, также как и трех других авторов Евангелий, отмечается в Православных и Римо-католической Церквях, а также в некоторых протестантских Церквях.
Канун дня Святого Марка — день перед праздником святого Марка Евангелиста . В христианских церквях этот праздник святого Марка отмечается 25 апреля каждого года; таким образом, канун дня Святого Марка приходится на 24 апреля. 

Приближаясь к последней неделе апреля, мы подходим к Дню Святого Марка 25-го числа, и, как и в случае с большинством праздников, более важным является канун накануне. Эта практика пришла к нам из традиционного исчисления времени и практики переживания дней от заката до заката... что, если задуматься, несколько более практично, чем случайный удар полуночи, которому мы следуем в наши дни. Более практично и более естественно, настроено на естественные ритмы дня и ночи. 

Итак, с заходом солнца 24-го числа у нас есть канун Святого Марка, отведенный как одна из традиционных ночей для гадания о будущем. Это особенно верно для сердечных дел. Одно из самых распространенных заклинаний для гадания таково: поститесь с заката в канун Святого Марка и ночью испеките пирог, содержащий яичную скорлупу, полную соли, пшеничную муку и ячменную муку. Поставьте испеченный пирог остывать на стол и оставьте дверь в свой дом открытой. Где-то в течение ночи ваша будущая любовь придет и перевернет пирог.
 
Конечно, такое заклинание возвращает нас в более простые времена, когда нам было меньше нужды запирать двери на ночь, не говоря уже о том, чтобы оставлять их открытыми. Лично я бы выбрал безопасность запертой двери и просто ждал встречи со своей будущей любовью в более общественном месте. 

Другие используют канун дня Святого Марка, чтобы предвидеть тени всех жителей деревни, которые будут похоронены на церковном кладбище в следующем году. Конечно, это очень весело! Однако это требует некоторого планирования заранее, поскольку заклинанию нужно три года, чтобы подействовать. В течение каждого из трех канунов дня Святого Марка подряд вам нужно будет поститься, а затем провести часы между 11 вечера и 1 часом ночи, сидя на крыльце церкви. На третий год, в этот колдовской час, вы должны увидеть, как перед вами проходит процессия теней всех, кто умрет в следующем году, как предполагает этот отрывок из стихотворения Джеймса Монтгомери:
«Сейчас, — ответила деревенская красавица, —
таинственный канун дня Святого Марка,
и во все, что рассказывают старые предания, я с трепетом верю;
как, когда звонит полуночный сигнал, вдоль зелени кладбища,
скорбная процессия осужденных душ в саванах видна.
призраки всех, кого смерть обречет в течение грядущего года,
бледной процессией шествуют во мраке, среди гнетущей тишины».
Стихотворение называется «Бдение Святого Марка». 

Но вернемся к делам сердечным: как и в Хэллоуин, в канун Дня Святого Марка существует давняя традиция гадания по орехам. Молодые женщины клали ряд орехов на горячие угли очага, по одному на каждую девушку. Каждая выдыхала имя своего суженого в очаг, и если любовь была настоящей, орех отскакивал, когда становилось горячее. Но если орех оставался там и сгорал в огне, любви не суждено было случиться: 
Если любишь меня, взлетай и лети,
Если нет, лежи молча. 
Утро приносит День Святого Марка с благословением на недавно посеянные посевы. Лето скоро вернется (на самом деле, оно уже не за горами, опять же по традиционному исчислению времени: приближается Первомай). С летом прилетают перелетные птицы в северные края, и птицы являются важной частью празднования Дня Святого Марка: кукушки, в частности, а в Англии кукушку также называют гауком Святого Марка. Благословение урожая восходит к гораздо более раннему празднованию в конце апреля: древнеримскому празднику Робигалия, который отмечался, чтобы умилостивить дух плесени и сохранить эти недавно посеянные посевы здоровыми и процветающими.
Накануне дня Святого Марка (24 апреля) женщины в Уэльсе когда-то готовили пирог, используя следующие национальные ингредиенты: 
Яичная скорлупка соли
Яичная скорлупка солода
Яичная скорлупка ячменной муки 
 
Когда из ингредиентов будет готово тесто, его кладут выпекать на противень. В определенное время молодой человек, который становится мужем на один день, приходит, чтобы перевернуть пирог, и уходит. 
Другие могут наблюдать за церемонией и, если она им понравится, также могут сделать свой пирог. Но есть одно условие — они все должны молчать в любом случае; иначе они претерпят ужасающие последствия. 
По другой традиции в северной Англии три девы должны были приготовить пирог из муки, родниковой воды, соли и сахара. Затем этот пирог выпекался в жаровне перед огнем камина, где его надо было перевернуть 9 раз, или 3 раза каждой из дев. Когда пирог полностью пропекался, его делили на 3 
части. Каждая дева брала свой кусок, разделяла на 9 частей и каждую часть проводила через обручальное кольцо, взятое специально для этого у замужней женщины, находящийся в браке уже более 7 лет. 
После этого каждой из дев надо было съесть эти кусочки, пока она раздевалась, чтобы лечь спать. Все трое должны лечь в кровать, к которой привязано кольцо за нитку, и тогда они точно увидят своих будущих мужей во сне.

Невкусное блюдо, но съедобность не имела значения для магии. Существенной частью ритуала было то, что весь процесс продолжался в тишине (вот почему их называют «немыми» пирогами — ну конечно!). Существовали всевозможные перестановки, комбинации и вариации аспектов заклинания — большинство требовало, чтобы кусок пирога был положен под подушку, а будущий супруг затем появлялся во сне (вот почему их также называли «сновидческими пирогами»).

Для тех из вас, кто хочет испытать его силу, вот он: 
«Тупой пирог». 
Полтора фунта муки, полтора фунта сахара, полфунта масла, два стакана молока, четыре чайные ложки разрыхлителя, десять яиц и две жабры бренди и немного измельченного мускатного ореха. Смешайте, как любой пирог, и выпекайте на плоской сковороде. Теперь отрежьте два угла, чтобы получился треугольник; покройте верх и бока глазурью; обведите орехи и украсьте нижний край английскими грецкими орехами и осенними листьями. 
Цитата на день. Я сею конопляное семя; Я выращиваю конопляное семя; Тот, кто моя истинная любовь , Иди за мной и коси. 
Заклинание для охоты на мужа 
Попробуйте пирог, дамы, попробуйте пирог))
Джон Китс. Канун праздника Святого Марка (неоконченное)
Перевод А.Кушнера
 
Воскресным день случился тот: 
К вечерней службе шел народ, 
И звон был праздничным вдвойне. 
Обязан город был весне 
Своею влажной чистотой, 
Закатный отблеск ледяной 
Был в окнах слабо отражен, 
Напоминал о свежих он 
Долинах, зелени живых 
Оград колючих, о сырых, 
В густой осоке, берегах, 
О маргаритках на холмах. 
И звон был праздничным вдвойне: 
По той и этой стороне 
Безмолвной улицы народ 
Стекался к церкви от забот, 
От очагов своих родных, 
Степенен, набожен и тих. 
Вдоль галерей, забитых сплошь, 
Струилось шарканье подошв 
И крался шепот прихожан. 
Гремел под сводами орган. 
И служба началась потом, 
А Берта все листала том: 
Волшебный, как он был помят, 
Зачитан, как прилежный взгляд 
Пленял тисненьем золотым! 
Она с утра, склонясь над ним, 
Была захвачена толпой 
Крылатых ангелов, судьбой 
Несчастных, скорченных в огне, 
Святыми в горней вышине, 
Ей Иоанн и Аарон 
Волшебный навевали сон, 
Ей лев крылатый явлен был,
Ковчег завета, что таил 
Немало тайн — и среди них 
Мышей, представьте, золотых.
На площадь Минстерскую взгляд 
Скосив, она увидеть сад 
Могла епископский в окне, 
Там вязы, к каменной стене 
Прижавшись, пышною листвой 
Превосходили лес любой, — 
Так зелень их роскошных крон 
Защищена со всех сторон 
От ветра резкого была. 
Вот Берта с книгой подошла 
К окну — и лбом к стеклу припав, 
Прочесть еще одну из глав 
Успеть хотела — не смогла: 
Вечерняя сгустилась мгла. 
Пришлось поднять от книги взгляд, 
Но строк пред ним теснился ряд, 
И краска черная плыла, 
И шея больно затекла. 
Был тишиной поддержан мрак, 
Порой неверный чей-то шаг 
Был слышен — поздний пешеход 
Брел мимо Минстерских ворот. 
И галки, к вечеру кричать 
Устав, убрались ночевать, 
На колокольнях гнезда свив, 
И колокольный перелив, 
Церковный сонный перезвон 
Не нарушал их чуткий сон. 
Мрак был поддержан тишиной 
В окне и в комнате простой, 
Где Берта, с лампы сдунув пыль, 
От уголька зажгла фитиль 
И книгу к лампе поднесла, 
Сосредоточенно-светла. 
А тень ее ложилась вбок, 
На кресло, балку, потолок, 
Стола захватывая край, 
На клетку — жил в ней попугай — 
На разрисованный экран, 
Где средь чудес из дальних стран: 
Сиамской стайки голубей, 
Безногих райских птиц, мышей 
Из Лимы — был прелестней всех 
Ангорской кошки мягкий мех. 
Читала, тень ее меж тем 
Накрыла комнату, со всем, 
Что было в ней, и вид был дик, 
Как если б в черном дама пик 
Явилась за ее спиной 
Вздымать наряд угрюмый свой. 
Во что же вчитывалась так? 
Святого Марка каждый шаг, 
Его скитанья, звон цепей 
На нем — внушали жалость ей. 
Над текстом звездочка порой 
Взгляд отсылала к стиховой 
Внизу страницы стае строк, 
Казалось, мельче быть не мог 
Узор тончайших букв — из них 
Чудесный складывался стих: 
«Тому, кто в полночь на порог 
Церковный встанет, видит бог, 
Дано узреть толпу теней, 
Печальней нет ее, мертвей; 
Из деревень и городов, 
Из хижин ветхих, из дворцов 
105 К святому месту, как на суд, 
Чредой унылой потекут; 
Итак, во тьме кромешной он 
Увидит тех, кто обречен, 
Сойдутся призраки толпой 
Во тьме полуночной слепой, 
Стекутся те со всех сторон, 
Кто смертью будет заклеймен, 
Кто неизбежно в этот год, 
В один из дней его, умрет... 
Еще о снах, что видят те, 
Кто спит в могильной черноте, 
Хотя их принято считать 
Слепыми, савану под стать; 
О том, что может стать святым 
Дитя, коль мать, брюхата им, 
Благоговейно крест святой 
В тиши целует день-деньской; 
Еще о Том, кем спасены 
Мы будем все; без сатаны 
Не обойтись; о, много есть 
Тайн — все не смеем произнесть; 
Еще жестока и скупа 
Святой Цецилии судьба, 
Но ярче всех и днесь и впредь 
Святого Марка жизнь и смерть».
И с состраданьем молодым 
К его мучениям святым 
Она прочла об урне той, 
Что средь Венеции златой 
Вознесена...
Изображения:
Мученичество Святого Марка, Фра Анджелико, 1433 г., Музей Сан-Марко, Флоренция
Гравюра с изображением гадания по орехам из «Книги дней» братьев Чемберс, Эдинбург, 1869 г.
Иллюстрация к стихотворению Джона Китса: Канун Дня Святого Марка (литография)) Роберт Эннинг Белл
The astrologer of the nineteenth century (1825), Raphael, 1795-1832
        
        
        
        
        
        

Комментариев нет:

Отправить комментарий