Страницы

пятница, 30 мая 2025 г.

Вкусное Средневековье: Кулинария в Иерусалиме периода Первого Храма.

 
ервый храм, также Храм Соломона (950—586 год до н. э.) — еврейский храм в Иерусалиме, название Иерусалимского храма до его разрушения войсками Навуходоносора II в 586 году до н. э. Строительство его описано в библейских книгах 3 Книга Царств, главы 8 и 9 и 2 Паралипоменон, глава 3.
Создание центрального храма в Древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. 

Царь Давид завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенёс Ковчег Завета туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул). Перенеся Ковчег Завета, символ присутствия Бога, в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

В период Первого Храма иерусалимцы питались в основном натуральными культурами, типичными для этого региона: «земля пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и гранатовых яблок, земля оливкового масла и меда» (Второзаконие 8:8). Обычная диета содержала мало овощей, в основном тех, которые росли дико на полях (чеснок и дикий лук). Мясом наслаждались только привилегированные богачи; простые люди ели мясо только во время пасхальной жертвы или по особо важным случаям. Другие продукты питания простых людей включали яйца диких птиц, молоко, сыр и масло. Давид, выйдя к своим братьям, которые находились в лагере армии, сражающейся с филистимлянами, приносит им сыры (1 Царств 17:18).

Ограниченная информация, которой мы располагаем, предполагает, что в библейский период было принято есть два раза в день. Поздний утренний прием пищи, который также служил перерывом в рабочем дне, вероятно, состоял из хлеба, обмакнутого в оливковое масло или в винный уксус, поджаренной пшеницы, оливок, инжира или других фруктов, а также воды или немного разбавленного вина. Такой пикник ели Руфь Моавитянка и Вооз (Руфь 2:14). Основная еда принималась вечером, до наступления темноты, и состояла из общей кастрюли супа или бульона из приправленных бобовых, в который обедающие макали ломтики хлеба, чтобы зачерпнуть порцию.

«Далее возьми пшеницу, ячмень, фасоль, чечевицу, просо и эммер. Положи их в один сосуд и испеки хлеб» (Иезекиль 4:9). Земля Израиля лежит в пшеничном поясе, где развилась культура муки и хлеба как универсальной пищевой основы. Из Библии мы знаем о квасном хлебе и маце, а также о хале, вафлях, хлебных крошках и лепешках. Хлеб выпекали в печи, подогреваемой прутьями, помещали на горячие камни и покрывали золой или углями, или его могли жарить на железной сковороде. Другими пищевыми зернами были сырые зеленые семена («кармель», «донник»), стебли пшеницы, семена которых поджаривали на огне, такие, которые ел Давид во время своего бегства от Авессалома в пустыне, и каша из молотой пшеницы, крупа или запеченная смесь молотой пшеницы и мяса.

Пищу можно было приправить небольшим количеством соли, которая в основном производилась в районе Мертвого моря, медом (из фиников или диких пчел) или соками, различными тонкими травами и оливковым маслом.

С древнейших времен каменные террасы в Иудейских горах вокруг Иерусалима обрабатывались и давали урожай различных культур. Однако, когда Иерусалим стал международным центром управления и торговли во время правления Соломона, производство продовольствия стало недостаточным для удовлетворения стандартов, которые считались подходящими для царя и его великолепного двора. В результате в Иерусалим начали поступать импортные продукты (некоторые в виде налогов и приношений со всего огромного царства); вскоре экономика города стала зависеть от импорта. О богатстве и роскоши двора царя Соломона свидетельствует ежедневное меню дворцовых кухонь: «Ежедневная еда Соломона состояла из 30 коров манной крупы и 60 коров [обычной] муки, 10 откормленных быков, 20 пастбищных быков и 100 овец и коз, а также оленей и газелей, косуль и откормленных гусей» (3 Царств 5:2-3). Скот импортировали из области Хауран (к востоку от реки Иордан), а откормленные гуси были известным египетским блюдом, приготовленным для того, чтобы порадовать дочь фараона, жену Соломона, которая привыкла к излишествам Земли Нила. Сахарный тростник, вероятно, также попал в этот регион в этот период.

Когда царица Савская прибыла в Иерусалим, она была ошеломлена великолепием: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона... и угощение за столом его, и служение и одежду его слуг, и подачу вина... она затаила дыхание» (3 Царств 10:5).

Лабанех
2 литра овечьего или обычного молока
3 ложки йогурта или лебен (кислого молока)
1 столовая ложка соли
Оливковое масло
Хлопчатобумажная ткань или подгузник

Нагрейте молоко в большой кастрюле на медленном огне, пока оно не закипит. Сразу же снимите с огня и остудите до тех пор, пока вы не сможете опустить в молоко палец и сосчитать до десяти.

Положите 4 ложки молока в миску, добавьте йогурт, перемешайте и добавьте в кастрюлю с молоком.
Переложите в глиняную или стеклянную миску, хорошо накройте и укутайте толстым, тяжелым одеялом. Оставьте на 6-8 часов в теплом месте.
Готовый йогурт храните в холодильнике.

Чтобы приготовить лабане:
положите ткань в большое сито. Смешайте йогурт с солью и вылейте на ткань.
Завяжите и повесьте над раковиной или над миской. Лабане будет готов через 10-12 часов.
Переложите лабане в емкость, прижмите и залейте оливковым маслом.
Стоит приложить усилия и раздобыть овечье молоко для приготовления лабане и лебена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий