Страницы

среда, 21 сентября 2016 г.

Тбилиси: старый город, Авлебар и Мтацминда

Выспаться - святое дело...особенно, если ты гулял по вечернему Тбилиси до полуночи. Совершенно не маловажное допущение, скажу я вам.Тбилиси - город, который встает поздно и засыпает поздно. Если засыпает - не проверяла, если честно. Но этим он очень похож на Ереван. Хорошо,что есть метро, работающее с 7 утра, иначе попасть куда-то не представлялось бы возможности. Люди работают, большей частью, с 10 утра, а потому и заканчивают работать только в 19. Это и становится часом пик для всего общественного транспорта Тбилиси. Сам город не похож на наши представления о больших городах и в смысле планировки. Если у нас все разбито на кварталы и можно найти любую улицу быстро, то в этом городе многие улицы имеют какие-то странные завихрения и могут петлять. И это я говорю не только о Старом городе. Вот, так тут строят. Но и это было бы еще ничего - при насыщенности у города многочисленных дорожных развязок (очень красивых развязок) и современных улиц, в нем совершенно не предусмотрена возможность для пешеходов. Такое ощущение, что все тбилисцы передвигаются только на автомобилях, а потому им совершенно не интересно, как потенциальные пешеходы должны переходить улицу и очутиться в нужном месте среди потока транспорта. Если вы меня спросите о светофорах - да, они есть, но на них и обращают-то внимания не все. В общем, вот такой кавардак.В общем,это мы учитывали вчера, когда утром решили-таки досмотреть улицы Старого Тбилиси и добрались до центра на метро. Старый город - это то, что в Тбилиси ещё есть, а во многих других городах мира уже отсутствует. Этим оно и ценно. Старый город - это те границы, в которых Тбилиси существовал до присоединения Грузии к России. Вернее, это та часть города, которая была обнесена крепостной стеной - её фрагменты ещё видно на проспекте Бараташвили и на улице Пушкина. Это именно тот город, который был сожжён в 1795 году иранцами и от которого к 1801 году оставалось всего несколько улиц. Так что древность его не стоит преувеличивать. В Тбилиси здания вообще долго не держатся - сказывается неустойчивый грунт и землетрясения. Помимо общей атмосферы в старом городе можно найти крепость Нарикала, собор Сиони, храм Анчисхати, а так же несколько армянских церквей. Здесь же есть серные бани, три синагоги и мечеть.
Собор Сиони
Нона самом-то деле, Тбилиси разделен в этом месте на две части: Авлебар и Мтацминда, а между ними течет быстрая река Кура.Район Мтацминда - самый парадный, самый столичный район Тбилиси. Здесь находится проспект Руставели -  что-то вроде Невского проспекта, парламент, и театр Руставели, и театр Грибоедова. Мтацминда - район дорогих, статусных отелей президентского уровня. Путешествие по району мы начали от станции метро "Площадь Свободы". Кстати сказать, очень похоже на наши метро, да только наши какие-то красивые и парадные. А Тбилисское метро обыденное.....как, если снять все внутри ниших, чтобы сделать такое сравнение. Проезд стоит 50 тетри (20 руб).Итак, к Тбилиси. Улочки здесь уже трудно в полном смысле слова назвать улицами. Когда снесли кававан-сарай, часть улиц превратилась в Площадь Свободы. Сейчас эти улицы с исторической точки зрения интересны тем, что именно здесь проходила тбилисская крепостная стена. Часть этой стены раскопана весной 2013 года и превращена в музейную зону. А часть так и остались улочками, чьи дома сносить запрещено - нельзя лишить Тбилиси его старого духа. Все дороги замощены камнем, в старых домах живут люди, все перекошено, но так интересно, что можно гулять там и фотографировать бесконечно.И все-таки мы дошли до самого сердца района - к коротеньким улочкам с неповторимым ароматом прошлого. На них расположена и семинария, и самая древняя церковь города Сиони (6 век н.э.), театр марионеток и самые старые винные погреба города. И это места, из которых совершенно не хочется уходить. Но хороших путешествующих (или праздношатающихся)так и тянет в гору. И это гора Мтацминда ("Святая") названа так в подражание Святой Горе на Афоне. Традиционно туда приходили летом отдыхать от жары. Впоследствии тут размножились рестораны. Именно на Мтацминде Остап Бендер произнес знаменитое: "Я дам вам парабеллум". Сейчас там находится детский парк, стоит хорошо заметная телевышка и сюда же ходит знаменитый фуникулер, вновь запущенный в 2013 году. Здесь же знаменитый тбилисский Пантеон с могилой Грибоедова. Вот туда мы и отправились на фуникулере. Стоит это удовольствие 1 лари (35руб) и быстро уносит многочисленных туристов вверх в гору, с которой открываются просто-таки немыслимые виды города. Это грандиозное зрелище и, конечно, никакой фотоаппарат не сможет передать это ощущение простора, свободы и ощущение полета что ли...А вот уже там наверху можно увидеть и символ Тбилиси - Нарикала - это крепость высоко на скалах, снизу к ней ведет извилистый подъем. Время основания крепости уже давно забыто - не то IV век, не то VI, не то VII. Состояние её тоже не самое лучшее - сказалось несколько землятресений и войны, но сегодня ее реставрируют и облагораживают территорию вокруг. Ну, насколько это возможно среди скал.
Спустились мы именно этой живописной дорогой, естественно из булыжников...ну а внизу нас ждал заслуженный обед.Далее наш путь лежал в район Авлабар на другой стороне Куры . Авлабар - левобережный район города, весьма старинный, который некоторое время существовал как отдельный город и лишь со временем слился в правобережным Тбилиси. Это отдельный регион Тбилиси со своей собственной историей и атмосферой. Этот квартал оставался очень армянским даже тогда, когда в остальных районах Тбилиси армянское население сильно сократилось. Сейчас он знаменит в основном рынком, дешевыми отелями и Троицким собором, где мы уже были в день приезда. Авлабар - это большое ровное плато, которое обрывается в Куру громадным скальным обрывом. Это единственное место с таким ландшафтом на всей Куре, нигде больше нет таких скал, при том, что сейчас они меньше, чем были в прошлом. В VII веке где-то тут находилась крепость Исани, которую осаждала византийская армия императора Ираклия в 628 году. Позже пришли арабы и, возможно, именно они придумали название "авлабар", которое можно предположительно перевести как "квартал за стенами города". Мы не знаем, что тут было в эпоху Тбилисского эмирата. В XII веке здесь находился царский Метехский замок на Метехской скале, от которого сейчас остался только храм, где находится одна из лучших смотровых площадок в городе. В прошлом тут был царский дворец, потом тюрьма, потом музей, потом все снесли и сделали смотровую площадку. Отсюда можно увидеть то, что видели грузинские цари из окон своего дворца или советские политзаключенные из окон своих камер. Внизу, под скалой и у самого моста, можно увидеть маленький храм Або Тбилисского - на том месте, где в 786 году сожгли тело Святого Або. Остатки дворца дожили до 30-х годов, когда Берия велел их ликвидировать. Когда-то все выглядело вот так.Сейчас здесь только храм и хорошая смотровая площадка, так что современный храм - результат перестроек XVII века. Храм интересен тем, что в нем захоронена святая Шушаник.Очень захотелось отдохнуть, но уже в собственной кровати, что мы и сделали, добравшись до них. Но уже через пару часов стало жалко уходящего времени и мы отправились посмотреть вечерний Тбилиси в надежде услышать национальную живую музыку. Что и произошло.....Легкий ужин с бокалом Саперави и приятная (хотя слишком громкая) музыка и пение, согревающее душу.Все фотографии дня по ссылке https://my.mail.ru/mail/ovsnnkv/photo/7817