Страницы

пятница, 22 апреля 2016 г.

Библиотеки Сербии: Google может дать вам 100 000 ответов, библиотекарь даст вам один правильный ответ

Эти слова Нила Геймана я увидела в Национальной библиотеке Сербии.
У меня уже был опыт посещения библиотек в Черногории и Стамбуле. И желание посетить их в Сербии не казалось мне таким уж несбыточным. Я запланировала свое посещение Национальной библиотеки, а посещение двух остальных оказалось достаточной случайным, но не неожиданным.
Но по-порядку.   
За неделю отдыха в Сербии я посетила 3 библиотеки разных уровней: районную городскую библиотеку г. Смедерево, центральную городскую библиотеку Белграда и Национальную библиотеку Сербии. Конечно, все они очень разные. Так и должно быть для библиотек разного уровня. Но есть и много общего в них кроме книг и миссии несения информации людям. И в каждой из них нашла какие-то изюминки, которые можно применить и в нашей библиотеке без особых затрат. 
Что же мне показалось интересным в них? 
1. Это то, что в ней и во всех других библиотеках страны до сих пор люди могут брать книги домой. Кроме особо ценных книг, с которыми они и работают в читальном зале. 
2. Конечно, печатная картотека есть, наверное, в каждой библиотеке. Но только в районной библиотеке она еще доступна читателям, хотя библиотекари говорят, что ею не пользуются и предпочитают электронный каталог. Таким образом, библиотеки сэкономили много места и освободили его для более интересных вещей.

Так, библиотека г.Смедерево находится в прекрасном новом здании Центра культуры. И называется она "Народная библиотека". Все сразу становится понятным, не правда ли? Здание разделено на 2 части: театр и другие организации культуры в одной части; библиотека для взрослых и библиотека для детей в другой части. Там я побывала в нескольких залах. 
Но самым запоминающимся было посещение зала абонемента, где находилась зона чтения периодики: это были объемные мягкие кресла вокруг журнальных столиков, где сидели пожилые люди и читали свежую прессу. Я сразу же вспомнила подобные американские проекты зон для читателей старшего возраста, которые они осуществляли лет этак 10 назад. И вот впервые я увидела это своими глазами и смогла оценить это нововведение по достоинству. И по количеству читателей тоже. А в зале иностранной литературы нашла 2 стеллажа с литературой на русском языке. Да и директором этой библиотеки оказалась наша соотечественница, живущая ныне в Сербии.


Самое большое впечатление на меня оказало посещение Центральной городской библиотеки г.Белграда, которая является ядром централизованной системы Белграда. Кстати, только там мне с огромным нежеланием разрешили сделать несколько кадров, предварительно обзвонив несколько кабинетов. И все равно это стоило того. Потому что именно там я смогла увидеть то будущее, которое ожидает наши библиотеки.Так о чем я....Это все про оптимизацию и другие замечательные слова....Сокращение количества пользователей приводит к мысли сокращения и количества библиотекарей тоже. Не буду обсуждать этот вопрос. Просто расскажу про Белград, где этот вопрос решили кардинально. И очень показательно.
Зона работы с читателями находится на первом этаже. Все остальные помещения этого огромного здания являются хранилищем и рабочими помещениями.
С одной стороны - Электронный читальный зал в нашем понимании. В нем,кстати, никого и не было. Ну, кроме охранника.
А другую сторону занимает помещение, которое можно визуально разделить на три зоны:
В первой зоне находится зона доступа к электронному каталогу с 7 компьютерами, где все желающие могут найти необходимую книгу, сделать запись на бланк заказа и передать его на стойку регистрации и выдачи книг. Тут же находится книжный лифт и 3 библиотекаря, готовых прийти на помощь в нужный  момент.
Во второй зоне находятся стеллажи со справочными изданиями и продаже книг. Это зона ожидания книг перед ее выдачей. Именно тут и находится автоматы с кофе и напитками, скамьи для ожидания.
И последняя, третья зона, находится за зоной ожидания и представляет собой читальный зал на 12 столов, где работают читатели с книгой, которую не отдают на руки. 
Выход из зала один и скан на выходе не позволяет читателю унести книгу без ведома библиотекаря. 
Вот такую возможность сократить персонал в библиотеке я обнаружила в этом месте. 
Давно говорят об оптимизации. Сколько раз я слышала как это делать.  Но никогда не могла представить это воочию. И вот теперь я могу понять. Сейчас я не говорю о библиотекарях. Только об изменении библиотечного пространства.

И вот пришла очередь Национальной библиотеки Сербии.
Сама библиотека находится в зоне сквера, на которой, кроме нее, находится всемирно известный Храм Святого Саввы, зона торговли изделиями местной промышленности и зоной игры с детьми.
Посмотрев заранее время работы библиотеки, с прискорбием для себя обнаружила, что в библиотеке есть специальное время для сторонних посетителей - 2 дня в неделю по 1 часу, но это точно не суббота. Именно в это время любой специалист библиотеки готов ответить на всевозможные вопросы любого посетителя. 
Туда я попала в субботний жаркий  день. Пришла рано утром, к открытию. А потому увидела, кто же приходит в библиотеку. 
Думаю, что не удивлю вас, если скажу, что ожидали открытия библиотеки пенсионеры и студенты. 
Как и в городской библиотеке, вход в Национальную библиотеку был один - через стойку регистрации, где каждого посетителя вносили в базу данных компьютера. 
Так как я не могла посетить помещения библиотеки, я все-таки нашла то, что привлекло мое внимание в самом фойе - это зал музея библиотеки, где любой желающий может увидеть путь библиотеки с момента ее открытия. Мне понравилось, с какой любовью выставлены большие огромные фотографии исторических зданий и людей. А еще больше мне понравились документы, выставленные в напольных стойках, в которых были выставлены книги учета первых книг библиотеки, письма, приказы, читательские билеты, вырезки из газет.....
И над всем этим на огромном щите выставлены слова про Гугл и библиотекаря, с которых я и начала свой рассказ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий