Итак, говорить будем о Франции. Почему о Франции? Во-первых, по ней сохранилось много средневековых источников; во-вторых достаточно типичная, но страна с разнообразными условиями: земноморье на юге и горы, это атлантическое побережье, весьма специфическая Севернпя Франция, которая ближе уже Германии.
Именно со средневековой Франции начала рушиться Римская империя. Но тем не менее, население никуда не делось. Галлы по-прежнему населяют земли, говорящие на латыни, гальская аристократия во всем подражает аристократии средиземноморской - полукруглые ложе на каждом из которых располагается несколько человек, которые лежат и лёжа ведут беседы о философии и
искусстве и наслаждаются долгими многочасовыми трапезы. По крайней мере в воспоминаниях людей раннего Средневековья представлялось неким прошедшим ушедшего навсегда золотым веком, а что ели крестьяне и беднота, это достаточно простые и грубые разнообразные каши, свежие и сушеные овощи, много сыра и кислое вино, разбавленное по-античному ( в соотношении обычно один к двум, один к трем) Получалось, что изначально вино было крепостью чуть-чуть выше чем современные вообще 15-17°, соответственно вот напиток получался где-то пяти градусов.А в средние века культурные люди тоже пили вино, потому что знали, что культурные люди пьют разбавленное вино и только варвары и дикари пьют вино не разбавленное и они разбавляли его соотношении 6 к 1(6 литров вина и 1 литр воды), соответственно получался 12 градусный напиток.
Была рыба, было мясо, но оно было относительно второстепенным и достаточно дорогим. Интересно, что в крупных городах были маленькие дома, потому что недвижимость стоила дорого и поэтому большинство городской бедноты никогда не готовило ибо кухонь у них не было - они жили в небольших помещениях без кухонь Возможность готовить дома и питаться домашними блюдами было признаком определённой зажиточности .В срединоморской триаде: вино, оливковое масло и зерно.
Да, тогда вино производилось даже на севере провинции Галлов. На юге Галлии производится оливковое масло, но употребляется внутри провинции и практически не производится никакого зерна - оно выращивается и покупается в двух главных житницах Римской империи. Это Северная Африка и Египет. Империя рушится и экономические связи рвутся, по крайней мере торговля такими вот недорогими и крупногабаритными товарами в условиях раннего средневековья. Если ж она резко сокращается, то товарами дорогими торговля может быть как-то выгодной, а дешевыми нет и происходит кардинально изменение в сельском хозяйстве.Собственно, Средние века начинаются нашествиями варваров: сначала вандалы, потом появились саксы, потом соответственно сверху пришли франки, алиманны и бургуны.
Естественно, разоренное население сокращается, уходит в леса. Поля тоже разорены и, уже в условиях отсутствия торговли, переходит с производства вина на производство хлеба, на выращивание зерна. Изначально это даже не пшеница, это в основном полба, это ячмень ,это рожь - то есть наиболее неприхотливые и простые в выращивании культуры.
С этого времени Средневековья и сталкиваются две кулинарные традиции: Римская античная и Германская. Если питание средиземноморское это зерно, рыба, оливковое масло и вино, то у варваров это мясо, это сало животное, это сливочное масло и это пиво, как основной алкогольный напиток. Кроме того, германцы не возлежат около столов, а сидят на скамьях.
Начинается взаимодействие двух культур, в ходе которого, с одной стороны достаточно охотно перенимают римские обычаи. А вот Римская аристократия и христианская церковь они принятию обычаев рваров наоборот сопротивляются и явно этому недовольны.Вот например что пишет римский писатель в 486 году: мне право не под силу воспевать физцененскую диону средь полчищ волосатых, принужденный терпеть германский говор и хвалить, улыбаясь против воли, обожравшихся бургундов, волоса мастивших тухлым жиром и не рыгают чесноком отвратительным и луком.
Один из эпизодов жития святого рассказывает, как он приходит на пир к германскому королю и на этом пиру разносят кружки с пивом и Святой начинает крестить эти кружки и каждый раз они лопаются одна за другой, из каждой кружки свой вылетает по черту.
В Средние века церковь пыталась вообще запретить пиво как дьявольский напиток, как напиток язычников и считала, что каждый человек, который пьет пиво, он как бы воздает должное языческим богам, что он одержим дьяволом, что дьявол в каждой кружке, который вот через пиво проникает в человека и так далее.Успеха это особо не имело, но, как вы можете заметить, германские типичные продукты - а именно: мясо, сливочное масло и сало, они все попали под запрет в постные дни. В то же время римские продукты – вино, хлеб, рыба, они разрешены и хлеб используются в причастии как тело и кровь Господне. Соответственно оливковое масло использовали в церковном богослужении.Чем еще отличались традиции варваров, это огромными пирами, размах которых можго судить по залам площадью 250 квадратных метров и потолок высотой не меньше 5 метров, за столами на скамьях сидела масса людей. Римские авторы отмечали, что на такие пиры короли приглашают даже простых воинов, каких-то мало почтенных, скажем так мало образованных. То есть социальной сегрегации в этом обществе пришедших германцев было меньше, чем в поздней Римской империи, где она была более строгая и многие представители старой аристократии жалуются, что рядом с королями за одним столом с ними сидят совершенно не достойные такой чести,
дикие малообразованные не благородные люди.Что ели простые воины или простые крестьяне пришедших германских племен известно меньше, но сохранилось в описании аристократии, монахов или священников, представителей римской аристократии, которые оставили свои записи. Но по данным более поздним, скажем эпохи Меровингов и Каролингов, можно предположить, что отличалось достаточно консервативностью - основой рациона простолюдинов были густые супы с крупами, овощами,заправленные жиром или солониной , опять же сливочным маслом и всё это запивали неизменным пивом.
В первые века церковь пыталась запретить или ограничить варварские продукты. Эти две традиции почти слились воедино к началу царствования Карла Великого, когда уже существует средневековое объединённое франкское государство.В целом , каши и лепёшки становятся основой питания любых сословий средневекового общества, в том числе и высшего сословия аристократического; вторую позицию достаточно прочно занимает мясо, которое, несмотря на ограничения в постные дни, являются важнейшим элементы питания по крайней для аристократии точно, а поединок вина и пива закончился тем результатом, что вино стало напитком аристократии и богатых людей. То есть, если в пятом- шестом веке пиво подавали за королевским столом, то уже к девятому- десятому векам на королевский стол подаётся только хорошее вино. А вот простонародье пьёт много пива.
Что что касается масла, то есть здесь использовалось всё в зависимости от региона. В общем-то и сало и сливочное масло на севере Франции, а на юге оливковое. Кроме того, помимо этого используются различные масла, как-то ореховое, буковое, маковое и другие.В 1979 году в ходе аэрофотосъемки был обнаружен обширный археологический памятник в городе Аси-Романс на северо-востоке Франции, в результате чего был обнаружен комплекс гробниц и религиозных памятников, датируемых периодом с 1100 по 450 г. до н. э. Acy-Romance — одна из немногих полностью раскопанных галльских деревень, и единственная, где можно различить полную планировку города. Зернохранилища, кладбища, храмы и дворы свидетельствуют не только о физическом строительстве деревни, но и о политических, культурных и социальных структурах поселения. Похоже, что после 400 г. до н. э. жители железного века покинули это место. Хотя свидетельства говорят о том, что в этом районе все еще жили разрозненные люди до 180 г. до н. э., когда галльская деревня была построена народом реми с нуля вокруг большого кургана бронзового века, который они переделали в гробницу героя, используемую для поклонения культу предков. Вокруг гробницы было пять кладбищ, каждое из которых было окружено рвом, насыпью и забором. Вокруг кладбищ были построены храмы. Вокруг храмов были построены жилые кварталы. Животноводы жили на северо-востоке, земледельцы на востоке, ремесленники на юго-востоке и рабочие на севере города.
Археологи обнаружили артефакты и органические останки, которые дают нам уникальную возможность заглянуть в повседневную жизнь галльских крестьян. Их рацион в основном состоял из рыбы, скота, бобовых, диких фруктов и широкого спектра зерновых, включая полбу, эммер, однозернянку, ячмень, просо и овес. Единственным зерном, которое использовалось для выпечки хлеба (пресной лепешки, похожей на наан), была полба. Другие зерна измельчали в ступке и ели в таких блюдах, как каша или суп. В отходах были обнаружены останки более 4500 рыб (в основном щуки и голавля). Их неизменно большой размер предполагает, что их по отдельности пронзали копьями, а не ловили в запруды или сети.
В деревне выращивали в основном лошадей и коров, и те и другие потреблялись. Фактически, остатки мяса в кухонных отходах рассказывают сложную историю об общем богатстве и социальных слоях общины. В первые дни существования деревни преобладали отборные куски и самые молодые животные. Со временем качество и количество мяса снизились, и то мясо, которое можно было распределить, в основном поступало от старых животных и более дешевых кусков.
К середине первого века до нашей эры деревня пришла в упадок. После того, как Юлий Цезарь завоевал бельгийские народы в 57 году до нашей эры, он сделал город Реймс римской столицей региона, потому что народ реми был его единственным галльским союзником, который поддерживал его в течение всей войны. По мере того, как Реймс рос, близлежащий Аси-Романс уменьшался. Есть несколько романо-галльских артефактов — столовая посуда, монеты — из начала первого века до нашей эры, которые показывают, что жители деревни были вовлечены в бурно развивающуюся торговлю потребительскими товарами, которую Рим всегда приносил с собой. Последний житель деревни умер, был кремирован и похоронен в римском стиле в начале первого века нашей эры.
Французское правительство в рамках своей выдающейся программы оцифровки Великих археологических памятников профинансировало создание поистине изысканного веб-сайта об Acy-Romance. www.gaulois.ardennes.culture.fr/en#/en/ann...
Вы можете наслаждаться виртуальными турами (сопровождаемыми звуками ковки металла, мычанием коров, пением птиц и океаном) по деревне, дополненными фотографиями раскопок и обширными цифровыми реконструкциями того, как город должен был выглядеть в расцвете сил.
искусстве и наслаждаются долгими многочасовыми трапезы. По крайней мере в воспоминаниях людей раннего Средневековья представлялось неким прошедшим ушедшего навсегда золотым веком, а что ели крестьяне и беднота, это достаточно простые и грубые разнообразные каши, свежие и сушеные овощи, много сыра и кислое вино, разбавленное по-античному ( в соотношении обычно один к двум, один к трем) Получалось, что изначально вино было крепостью чуть-чуть выше чем современные вообще 15-17°, соответственно вот напиток получался где-то пяти градусов.А в средние века культурные люди тоже пили вино, потому что знали, что культурные люди пьют разбавленное вино и только варвары и дикари пьют вино не разбавленное и они разбавляли его соотношении 6 к 1(6 литров вина и 1 литр воды), соответственно получался 12 градусный напиток.
Была рыба, было мясо, но оно было относительно второстепенным и достаточно дорогим. Интересно, что в крупных городах были маленькие дома, потому что недвижимость стоила дорого и поэтому большинство городской бедноты никогда не готовило ибо кухонь у них не было - они жили в небольших помещениях без кухонь Возможность готовить дома и питаться домашними блюдами было признаком определённой зажиточности .В срединоморской триаде: вино, оливковое масло и зерно.
Да, тогда вино производилось даже на севере провинции Галлов. На юге Галлии производится оливковое масло, но употребляется внутри провинции и практически не производится никакого зерна - оно выращивается и покупается в двух главных житницах Римской империи. Это Северная Африка и Египет. Империя рушится и экономические связи рвутся, по крайней мере торговля такими вот недорогими и крупногабаритными товарами в условиях раннего средневековья. Если ж она резко сокращается, то товарами дорогими торговля может быть как-то выгодной, а дешевыми нет и происходит кардинально изменение в сельском хозяйстве.Собственно, Средние века начинаются нашествиями варваров: сначала вандалы, потом появились саксы, потом соответственно сверху пришли франки, алиманны и бургуны.
Естественно, разоренное население сокращается, уходит в леса. Поля тоже разорены и, уже в условиях отсутствия торговли, переходит с производства вина на производство хлеба, на выращивание зерна. Изначально это даже не пшеница, это в основном полба, это ячмень ,это рожь - то есть наиболее неприхотливые и простые в выращивании культуры.
С этого времени Средневековья и сталкиваются две кулинарные традиции: Римская античная и Германская. Если питание средиземноморское это зерно, рыба, оливковое масло и вино, то у варваров это мясо, это сало животное, это сливочное масло и это пиво, как основной алкогольный напиток. Кроме того, германцы не возлежат около столов, а сидят на скамьях.
Начинается взаимодействие двух культур, в ходе которого, с одной стороны достаточно охотно перенимают римские обычаи. А вот Римская аристократия и христианская церковь они принятию обычаев рваров наоборот сопротивляются и явно этому недовольны.Вот например что пишет римский писатель в 486 году: мне право не под силу воспевать физцененскую диону средь полчищ волосатых, принужденный терпеть германский говор и хвалить, улыбаясь против воли, обожравшихся бургундов, волоса мастивших тухлым жиром и не рыгают чесноком отвратительным и луком.
Один из эпизодов жития святого рассказывает, как он приходит на пир к германскому королю и на этом пиру разносят кружки с пивом и Святой начинает крестить эти кружки и каждый раз они лопаются одна за другой, из каждой кружки свой вылетает по черту.
В Средние века церковь пыталась вообще запретить пиво как дьявольский напиток, как напиток язычников и считала, что каждый человек, который пьет пиво, он как бы воздает должное языческим богам, что он одержим дьяволом, что дьявол в каждой кружке, который вот через пиво проникает в человека и так далее.Успеха это особо не имело, но, как вы можете заметить, германские типичные продукты - а именно: мясо, сливочное масло и сало, они все попали под запрет в постные дни. В то же время римские продукты – вино, хлеб, рыба, они разрешены и хлеб используются в причастии как тело и кровь Господне. Соответственно оливковое масло использовали в церковном богослужении.Чем еще отличались традиции варваров, это огромными пирами, размах которых можго судить по залам площадью 250 квадратных метров и потолок высотой не меньше 5 метров, за столами на скамьях сидела масса людей. Римские авторы отмечали, что на такие пиры короли приглашают даже простых воинов, каких-то мало почтенных, скажем так мало образованных. То есть социальной сегрегации в этом обществе пришедших германцев было меньше, чем в поздней Римской империи, где она была более строгая и многие представители старой аристократии жалуются, что рядом с королями за одним столом с ними сидят совершенно не достойные такой чести,
дикие малообразованные не благородные люди.Что ели простые воины или простые крестьяне пришедших германских племен известно меньше, но сохранилось в описании аристократии, монахов или священников, представителей римской аристократии, которые оставили свои записи. Но по данным более поздним, скажем эпохи Меровингов и Каролингов, можно предположить, что отличалось достаточно консервативностью - основой рациона простолюдинов были густые супы с крупами, овощами,заправленные жиром или солониной , опять же сливочным маслом и всё это запивали неизменным пивом.
В первые века церковь пыталась запретить или ограничить варварские продукты. Эти две традиции почти слились воедино к началу царствования Карла Великого, когда уже существует средневековое объединённое франкское государство.В целом , каши и лепёшки становятся основой питания любых сословий средневекового общества, в том числе и высшего сословия аристократического; вторую позицию достаточно прочно занимает мясо, которое, несмотря на ограничения в постные дни, являются важнейшим элементы питания по крайней для аристократии точно, а поединок вина и пива закончился тем результатом, что вино стало напитком аристократии и богатых людей. То есть, если в пятом- шестом веке пиво подавали за королевским столом, то уже к девятому- десятому векам на королевский стол подаётся только хорошее вино. А вот простонародье пьёт много пива.
Что что касается масла, то есть здесь использовалось всё в зависимости от региона. В общем-то и сало и сливочное масло на севере Франции, а на юге оливковое. Кроме того, помимо этого используются различные масла, как-то ореховое, буковое, маковое и другие.В 1979 году в ходе аэрофотосъемки был обнаружен обширный археологический памятник в городе Аси-Романс на северо-востоке Франции, в результате чего был обнаружен комплекс гробниц и религиозных памятников, датируемых периодом с 1100 по 450 г. до н. э. Acy-Romance — одна из немногих полностью раскопанных галльских деревень, и единственная, где можно различить полную планировку города. Зернохранилища, кладбища, храмы и дворы свидетельствуют не только о физическом строительстве деревни, но и о политических, культурных и социальных структурах поселения. Похоже, что после 400 г. до н. э. жители железного века покинули это место. Хотя свидетельства говорят о том, что в этом районе все еще жили разрозненные люди до 180 г. до н. э., когда галльская деревня была построена народом реми с нуля вокруг большого кургана бронзового века, который они переделали в гробницу героя, используемую для поклонения культу предков. Вокруг гробницы было пять кладбищ, каждое из которых было окружено рвом, насыпью и забором. Вокруг кладбищ были построены храмы. Вокруг храмов были построены жилые кварталы. Животноводы жили на северо-востоке, земледельцы на востоке, ремесленники на юго-востоке и рабочие на севере города.
Археологи обнаружили артефакты и органические останки, которые дают нам уникальную возможность заглянуть в повседневную жизнь галльских крестьян. Их рацион в основном состоял из рыбы, скота, бобовых, диких фруктов и широкого спектра зерновых, включая полбу, эммер, однозернянку, ячмень, просо и овес. Единственным зерном, которое использовалось для выпечки хлеба (пресной лепешки, похожей на наан), была полба. Другие зерна измельчали в ступке и ели в таких блюдах, как каша или суп. В отходах были обнаружены останки более 4500 рыб (в основном щуки и голавля). Их неизменно большой размер предполагает, что их по отдельности пронзали копьями, а не ловили в запруды или сети.
В деревне выращивали в основном лошадей и коров, и те и другие потреблялись. Фактически, остатки мяса в кухонных отходах рассказывают сложную историю об общем богатстве и социальных слоях общины. В первые дни существования деревни преобладали отборные куски и самые молодые животные. Со временем качество и количество мяса снизились, и то мясо, которое можно было распределить, в основном поступало от старых животных и более дешевых кусков.
К середине первого века до нашей эры деревня пришла в упадок. После того, как Юлий Цезарь завоевал бельгийские народы в 57 году до нашей эры, он сделал город Реймс римской столицей региона, потому что народ реми был его единственным галльским союзником, который поддерживал его в течение всей войны. По мере того, как Реймс рос, близлежащий Аси-Романс уменьшался. Есть несколько романо-галльских артефактов — столовая посуда, монеты — из начала первого века до нашей эры, которые показывают, что жители деревни были вовлечены в бурно развивающуюся торговлю потребительскими товарами, которую Рим всегда приносил с собой. Последний житель деревни умер, был кремирован и похоронен в римском стиле в начале первого века нашей эры.
Французское правительство в рамках своей выдающейся программы оцифровки Великих археологических памятников профинансировало создание поистине изысканного веб-сайта об Acy-Romance. www.gaulois.ardennes.culture.fr/en#/en/ann...
Вы можете наслаждаться виртуальными турами (сопровождаемыми звуками ковки металла, мычанием коров, пением птиц и океаном) по деревне, дополненными фотографиями раскопок и обширными цифровыми реконструкциями того, как город должен был выглядеть в расцвете сил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий