Страницы

среда, 15 января 2025 г.

Вкусное Средневековье: Салический закон (Lex salica)

Среди редких документов, сохранившихся с раннего средневековья, есть ряд юридических кодексов. Хотя они редко затрагивают еду как таковую, они затрагивают сельское хозяйство и даже в некоторой степени инфраструктуру, связанную с едой. Это делает их ценными истониками для истории еды, даже если они предлагают непоследовательную и часто отрывочную информацию.

Самый ранний из них, Салический закон (Lex salica), также является самым богатым на информацию, связанную с едой. Письменный текст написан на поздней латыни, и содержит некоторые из самых ранних известных примеров древнеголландского языка. Этот закон существует в нескольких версиях, включая изменения из гораздо более поздних веков. Но самая ранняя, как полагают, была записана при Хлодвиге (482-511 гг.), и соответствующая информация не сильно меняется в разных версиях.

Поразительным аспектом этого закона является то, что он начинается с обращения к животноводству и сельскому хозяйству. Другие германские правовые кодексы также затрагивают эти темы, но ни один из них не уделяет им такого постоянного внимания, как здесь . Еще более поразительным является тот факт, что он начинается с обращения к краже свиней. Это наглядно иллюстрирует любовь франков к свинине — свиньи использовались только в пищу, в отличие от овец, коз или крупного рогатого скота.
Как и галлы, франки использовали отравленные стрелы. В другом месте Салического закона упоминается отравление ядовитыми растениями, которые, вероятно, также использовались для таких стрел (галлы использовали морозник).

В законе упоминаются собаки, специально обученные для охоты на медведей, кабанов и зайцев, что дает некоторое представление о важности этих животных. (Даже медведя иногда ели, хотя это могло и не быть целью охоты на него.) В нем также упоминается «домашний олень, несущий на себе клеймо своего хозяина и обученный охоте». Эти олени — очевидно, уникальные для франков и ломбардцев — как полагают, использовались как более поздние «лошади для преследования», чтобы охотники могли подобраться поближе к оленям (Бейли-Громан),
В законе упоминаются только яблони и груши, хотя кража фруктовых деревьев в целом или «других деревьев того типа, которые культивируются» также упоминается. Единственными конкретно упомянутыми овощами являются репа, бобы, горох и чечевица. Чечевица упоминается реже в более поздние годы, но бобы и полевой горох стали основными продуктами питания в Средневековье.
Франки тогда, безусловно, были потребителями зерна. У них, вероятно, был хлеб – у ранних германских групп он был – но единственное упоминание о готовой еде в законе – это каша: свидетели контракта должны были съесть pultis человека , за которого они клялись. Смысл здесь, кажется, тот же, что и в более поздней фразе «есть чужой хлеб», показывая, насколько базовой пищей была каша в германской культуре.
Существует также вопрос о «сахарных заводах» более ранних эпох: ульях. До того, как сахар пришел в Европу, мед имел непропорционально большое значение, не только в кулинарии, но даже в других областях. Закон отражает это; даже статьи касаются кражи ульев, которые могли находиться под крышей или в запертом помещении. Текст различает ситуации, когда были доступны другие ульи — тогда оплата составляла всего пятнадцать золотых солей — и те, когда не было ни одного — тогда оплата была в три раза больше.
Шекспир использует Салический закон в качестве сюжетного приема в «Генрихе V» , говоря, что он был поддержан французами, чтобы помешать Генриху V претендовать на французский престол. «Генрих V» начинается с того, что архиепископа Кентерберийского спрашивают, может ли быть поддержано требование, несмотря на Салический закон. Архиепископ отвечает: «Что земля Салика находится в Германии, между потоками Салы и Эльбы », подразумевая, что закон немецкий, а не французский.
В своем романе «Уэверли » сэр Вальтер Скотт цитирует «Закон Салике», обсуждая предыдущие просьбы главного героя о лошади и проводнике, чтобы отвезти его в Эдинбург. «Хозяйка, вежливая, тихая и трудолюбивая работница, пришла принять его распоряжения относительно ужина, но отказалась отвечать на вопрос о лошади и проводнике, поскольку Салический закон, по-видимому, распространялся и на конюшни «Золотого подсвечника»—  Глава XX1X
Первоисточник: Информация о Салическом праве и его рукописной традиции на сайте Bibliotheca legum regni Francorum manifesta , База данных текстов светского права Каролингов (Карл Убль, Кельнский университет, Германия).
www.leges.uni-koeln.de/en/lex/lex...

Комментариев нет:

Отправить комментарий