Поль Сеза́нн (19 января 1839, Экс-ан-Прованс — 22 октября 1906, там же) — французский живописец, представитель постимпрессионизма.Он вырос в тихом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях вглубь страны от Марселя. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, самоуверенный и напористый, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра.
В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Сезанн хорошо учился и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Прилежно учась, в частности по математике, в 1858 году он успешно сдал бакалавриат и без энтузиазма приступил к изучению права в университете Экса по просьбе отца. 25 августа 1859 года Сезанн получил вторую премию по живописи от Школы рисования за «этюд головы с живой модели маслом и в натуральную величину». В 1860 году Сезанн бросил учёбу в области права и переехал в Париж. Самостоятельно заниматься живописью Сезанн начал довольно поздно: в двадцать три года.
Поль Гоген называл Сезанна «Рембрандтом яблок». И это неслучайно. Яблоко, как главная составляющая большинства натюрмортов Сезанна, со временем превратилось в своеобразную эмблему всего его творчества. Художнику принадлежит знаменитая фраза «Я хочу одним-единственным яблоком удивить Париж!», которая стала для него не просто декларативным заявлением, а непосредственным руководством к действию.
Именно благодаря Сезанну, натюрморт из второсортного жанра, традиционно занимающего низшие ступени в иерархии академической французской живописи, смог выдвинуться на лидирующие позиции. А то, что натюрморт занял столь важное место в творчестве самого художника во многом связано с методом работы Сезанна и его … неуживчивым характером. юбой посторонний звук, изменение погоды, освещенности, а тем более перемена позы модели выводили его из себя, и он в ярости бросал работу.
Сезанн на протяжении всей своей жизни повторял в живописи одни и те же сюжеты – натюрморты с яблоками, виды горы Сент-Виктуар, сцены с купальщицами, портреты жены. Интересно, что даже в натюрмортах складки белой скатерти топорщатся углами, подобно горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса.
В яблоках же, Сезанна привлекала, прежде всего, простота и завершенность формы и богатство цветовых оттенков.Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной” — утверждал Поль Сезанн.Он кладет на одеяло яблоки, рядом с яблоками ставит свои бутылки из-под вина и всё, что ни попадется под руку. И, как Ван Гог, он делает из этих вещей своих «святых»; он снова и снова заставляет их быть прекрасными, вмещать в себя весь мир, все счастье и все великолепие, и не знает, удалось ли ему достичь этого”.
Райнер Мария Рильке, “Письма о Сезанне” (1907)
Комментариев нет:
Отправить комментарий