Вкусное Средневековье: Виллибальд (лат. Willibaldus; ок. 700, Хэмпшир — 7 июля 787, Айхштет) — святой Католической церкви (день памяти 7 июля), первый епископ епархии Айхштета, бенедиктинский монах, один из просветителей Германии.
Виллибальд родился в Англии, в Хемпшире. Сын святого Ричарда Уэссекского, брат святого Вунибальда и святой Вальпурги. Детство и юность провёл в монастыре Уолтхэм, где получил хорошее образование.
Около 720 года покинул Англию и направился в Рим. Проведя там некоторое время совершил паломничество в Святую Землю. По дороге был взят в плен сарацинами, но позднее отпущен. Побывал также в Константинополе и Никее. Около 729 года вернулся в Италию, где около 10 лет подвизался в главном бенедиктинском монастыре Монтекассино.
По истечении этого срока был рекомендован его дядей святым Бонифацием для миссии, и в 740 году был направлен папой Григорием III в Германию. Центром его миссии стал город Айхштет.
Главным источником сведений о жизни святого служат его воспоминания, надиктованные им своей родственнице, монахине из Хайденхайма. Воспоминания Виллибальда легли в основу более поздних житий святого, главным из которых стало сочинение Hodoeporicon («Путевые заметки святого Виллибальда»). Фрагменты, посвящённые путешествиям в Иерусалим и Константинополь, содержат важные исторические сведения.
Источник: Хунеберк из Хайденхайма: Годоэпорикан святого Виллибальда, VIII век. sourcebooks.fordham.edu/basis/will...
По пути в Константинополь можно было увидеть странные достопримечательности. Самый старый рассказ повествует о паломничестве англосаксонского туриста восьмого века.
Святой Виллибальд путешествовал просто. Он был молодым англичанином, который отправился в Германию в качестве миссионера, и он должен был закончить свою карьеру в качестве епископа немецкой епархии, но тем временем он убедил своего брата Вунебайда, свою сестру Вальпургу и их отца Ричарда отправиться в паломничество вместе. Они пошли к месту, где лежат Семь Спящих, и к церкви Святого Иоанна Евангелиста в красивом месте недалеко от Эфеса. Оттуда они прошли две мили вдоль моря до большого города под названием Фигила. Они остановились там на день, взяли немного хлеба и пошли к источнику в центре города, сели на берегу, обмакнули хлеб в воду и съели его.Автор жития долгое время оставалась анонимной, пока Б. Бишофф не обнаружил интерпретацию криптограммы, вставленной в раннюю рукопись между биографиями двух братьев Виллибальда и Виннебальда. Тогда выяснилось, что ее звали Хунеберк, англосаксонская монахиня из Гейденхайма. Очевидно, она записала описание путешествий Виллибальда из его собственных уст, когда он, будучи епископом Эйхштетта, рассказывал о своих переживаниях братьям. Изменения в повествовании с «он» на «мы», похоже, указывают на перерывы в рассказе, как будто колокол к повечерию или какая-то другая монашеская обязанность вмешались, чтобы нарушить последовательность. Стиль неотшлифованный, полон отступлений и испорчен нагромождением прилагательных, чтобы подчеркнуть ее значение, но между строк можно почувствовать ее сильное любопытство узнать все о местах, которые посетил Виллибальд. Повторы и усиления, очевидно, вызваны вопросами, которые ему задавали по ходу повествования.
Виллибальд был прежде всего паломником, и мы не должны ожидать, что найдем в его повествовании заметки ученого наблюдателя. Он мало рассказывает нам о большом количестве вещей, которые мы хотели бы знать, таких как, например, характер людей, условия страны и состояние городов, через которые он проезжал. Ценность Hodoeporicon заключается в том, что это единственное сохранившееся повествование о паломничестве в Святую Землю в восьмом веке, таким образом, образуя мост между работами Аркульфа (670) и Бернарда Монаха (865). Однако его заметки о Святых Местах в Иерусалиме представляют высочайший интерес, и некоторые из них имеют большую археологическую ценность. Среди них особое внимание можно уделить его ссылкам на Церковь Голгофы с ее тремя памятными крестами снаружи ее восточной стены; его утверждению, что камень перед гробницей был всего лишь копией того, который отвалил ангел; его намек на колонну, отмечавшую место, где, по преданию, евреи пытались унести тело Богоматери; и его расположение церкви Сиона в центре Иерусалима.
Комментариев нет:
Отправить комментарий