Ю́рий Ка́рлович Оле́ша (3 марта 1899, Елисаветград — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов.Юрий Олеша родился 3 марта 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.
Отец, Карл Антонович Олеша, был акцизным чиновником; умер в 1940-е годы Мать Олимпия Владиславовна уже после смерти сына вернулась в Советский Союз. В последние годы, когда она уже была тяжело больна, за ней ухаживала жена умершего писателя, Ольга Густавовна Суок.
Родным языком Юрия был польский.
Помимо очевидных литературных талантов писатель Юрий Олеша прославился очень точным и вошедшим в историю наблюдением. Именно ему принадлежит описание колбасы, как символа советского благополучия. Вышедший в 1927 году роман «Зависть» весь и построен на конфликте мечтательного интеллигента Кавалерова и его более удачливого современника колбасника Бабичева. Пару лет спустя Олеша даже написал пьесу по мотивам этого романа.
Собственно многие страницы творчества этого автора пронизаны всякой «съедобной» темой. Каждый из нас в детстве, наверное, удивлялся, зачем трем толстякам столько еды в их дворце. А ведь, эта казалось бы очень уместная в послереволюционных условиях сказка, была весьма холодно принята официальной советской критикой. «Призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут». Видимо, уже тогда в ней ощущалось некоторое «второе дно». Которое по мере взросления социализма и становления стиля советского руководства все более и более выпирало из невинного сюжета.
Может быть, поэтому судьба Олеши сложилась весьма непросто. В конце 1930-х «исчезли» многие его друзья – В.Мейерхольд, И.Бабель, Д.Святополк-Мирский. А сам он, чудом оставшись на свободе, испытывал совсем не восторженные чувства к окружающей действительности. С 1936 по 1956 год существовал негласный запрет на публикацию его произведений.
Неожиданное продолжение (а вернее сказать, окончание) всей этой истории рассказал нам питерский художник Анатолий Белкин:
- Олеша, и правда, был противный Известно, что он приставал к Эллочке Коробовой – хорошенькой жене Толи Наймана. Эллочка утверждает, что не дала.. Но это – так, смех. А вообще-то Юрий Олеша очень тяжело переживал то, что происходит вокруг. Почти не писал. Он был умный и злой старик. Один из крупнейших русских писателей.
Он считал себя незаслуженно забытым, особенно на фоне Катаева. Но, тем не менее, не известно на что, но каждый день он ходил в свой любимый «Националь». Каждый день!
Когда Олеша умер, оказалось, что он должен заведению огромную сумму. И тут произошел невероятный в ресторанной истории случай. Все официантки скинулись и погасили этот долг! ВСЕ официантки – вот эти циничные и все понимающие, прожженные женщины – молча скинулись и заплатили из своих чаевых за этого старика. Который порой бывал не всегда галантен в общении с ними.
Комментариев нет:
Отправить комментарий