Страницы

вторник, 11 марта 2025 г.

Вкусные истории: Сэр Генри Тейт (11 марта 1819, Чорли, Ланкашир)


Сэр Генри Тейт (11 марта 1819, Чорли, Ланкашир) — британский промышленник и филантроп, основатель одноимённой художественной галереи в Лондоне.

Его наследие выпускается в характерной зеленой банке с небольшим золотым логотипом в виде льва и продается в супермаркетах: это золотистый сироп Tate & Lyle, без которого производство пудингов в Великобритании значительно сократилось бы.
Генри Тейт родился в семье Ланкаширских священников, и был отдан в ученики к бакалейщику в подростковом возрасте. Он был амбициозен и предприимчив, и вскоре создал сеть собственных магазинов, которые он продал, чтобы купить сахарный бизнес.
В 1872 году он нашел свою нишу, когда запатентовал метод изготовления кубиков сахара. Тем временем Абрам Лайл, шотландец по происхождению, также управлял успешным сахарным заводом, специализирующийся на сиропе. Было много сахарных заводов в Британии в то время, и конкуренция была острой, но, похоже, у двух мужчин было некое взаимопонимание: Тейт не будет делать сироп, а Лайл не будет делать кубики. Взаимопонимание удивительно, когда выясняется, что двое мужчин, по-видимому, никогда не встречались — слияние произошло только в 1921 году, много позже того, как оба умерли.

Ни один британский домашний пекарь не обходится без золотого сиропа в кладовой. Для британской домохозяйки почти немыслимо, что есть пекари по всему миру, которые не знают его золотисто-карамельных прелестей. Те, кто не пекут, все равно хранят его – чтобы намазать на тосты, или булочки, или блины. Он почти спас Британияю, когда во время Второй мировой войны сахар выдавался по карточкам.
Вот рецепт парового пудинга времен Второй мировой войны, экономящий сахар и хлеб, из брошюры, выпущенной компанией по производству маргарина Stork:

Кофейный пудинг.

  • 4 унции муки с разрыхлителем,
  • 4 унции черствых панировочных сухарей,
  • 2 унции изюма,
  • 2 столовые ложки золотистого сиропа (или 4 унции сахара),
  • 1 столовая ложка кофейной эссенции,
  • 1 яйцо, взбитое с 1 чайной чашкой молока,
  • 3 унции маргарина Stork.
Смажьте миску для пудинга и двойную бумагу растопленным Stork. Растопите Stork, добавьте золотистый сироп или сахар и кофейную эссенцию и слегка подогрейте. Отложите для охлаждения. Просейте самоподнимающуюся муку в миску, добавьте панировочные сухари и очищенный в небольшом количестве муки изюм. Вылейте кофейную смесь на взбитое яйцо и молоко, и вылейте эту жидкость на муку и т. д., хорошо взбивая. Положите смесь в подготовленную миску, накройте подготовленной бумагой и готовьте на пару в течение 2 ½ часов. Подавайте с соусом из заварного крема.
The Stork Wartime Cookery Book [Кулинарная книга военного времени Stork]
В 1872 году Генри Тейт узнал о методе нарезки сахара кубиками (а тогда в магазинах продавались большие сахарные головы, от которых продавцы отрезали куски для покупателей). Тейт быстро понял, что это большое дело, и купил лицензию. Правда, чтобы накопить нужную сумму для внедрения прогрессивной технологии, он забрал свою дочь из платной школы — но расчет был верный. Так сахарные головы стали историей, а Генри Тейт — успешным промышленником, который, наконец, мог позволить себе досуг. Вот тут и началось искусство.

Генри Тейт был скромным и тихим человеком. Разбогатев и переселившись в Лондон, он стал тратить очень много денег на благотворительность, но почти всегда делал это анонимно. Он построил общественные библиотеки с бесплатным входом, финансово поддерживал больницы и учебные заведения, а также покупал работы современных британских художников, чье творчество ему импонировало. Насмешники подшучивали, что вкусы у «мистера Кубика» (так его прозвали в честь сахарных кубиков, благодаря которым он разбогател) довольно «сладенькие»: он любил сентиментальные образы, повествовательные полотна, изображения животных и пейзажи.

Фаворитами Тейта были прерафаэлиты во главе с Джоном Эвереттом Милле (по совместительству — директором академии) — с последним миллионер очень сдружился и купил немало его работ, включая «Офелию» и «Северо-Западный проход». Со временем у Тейта накопилось столько работ Милле, что в его доме в Стретхеме была устроена галерея, и по воскресеньям она открывалась для публики.
В конце 1880-х — начале 1890-х в Национальной галерее было не протолкнуться — и не столько посетителям, сколько художникам. А тут еще и Генри Тейт вдруг придумал подарить галерее более шестидесяти картин. Более того, он предложил оплатить постройку новой галереи для хранения всего этого при условии, что государство предоставит подходящее место и ежегодный грант. Коллекционер не хотел огласки — и не только из-за своей скромности: он просто пытался избежать очередной порции насмешек над его вкусом и уничижительных дискуссий. Однако дело было государственного масштаба и с самого начала освещалось в газете Таймс. Утаить что-то оказалось непросто, да и, по правде говоря, деликатную просьбу Тейта попросту проигнорировали. В конце концов громкие имена и большие суммы повлияли на успешный исход дела.

Итак, подарок был принят и вопрос, наконец, поставлен ребром: необходимо новое помещение для полотен английских художников, которые просто не помещаются в нынешней галерее. Сначала несколько лет было потрачено на то, чтобы решить все бюрократические вопросы. Затем сменилось правительство — и часть вопросов пришлось решать заново. Наконец принялись за поиски места. В Таймс опубликовали письмо художника Эдварда дю Канна, в котором тот предлагал для будущей галереи заброшенную использовать тюрьму Милбэнк на берегу Темзы. И хотя на этой территории уже было запланировано строительство военных бараков, предложение все же передали Тейту — и он согласился. Местность имела репутацию прибежища преступников и проституток, вокруг нее располагались заводы и склады горючего. Но после девятилетней проволочки Тейт понял: сейчас или никогда.
Газеты выражали воодушевление по поводу светлого будущего: преступный район очистится и преобразится, новый храм искусства рассеет окружающий мрак. В общем, тюрьму снесли, и на освободившейся территории построили галерею. Финансировал постройку Генри Тейт, а проектировал здание его любимый архитектор Сидни Смит.
21 июля 1897 года галерею торжественно открыли Принц и Принцесса Уэлльские (будущие Эдвард VII и Королева Александра) в присутствии мистера и миссис Тейт. Генри Тейт не хотел произносить речь (пришлось написать ее заранее), но главное — он хотел, чтобы то, что он построил, называлось Национальной галереей британского искусства. Но к доброму человеку, как обычно, никто не прислушался, и галерею сразу стали называть Галереей Тейта — причем даже в прессе и на официальном уровне.
В 1890-м Генри Тейту был 71 год. О скромности его я уже сообщила. Чем же объясняется его филантропическая активность в этот период? Современники объясняли это влиянием второй жены Тейта — Эми Хислоп, молодой и очень коммуникабельной особы. Они поженились в 1885, когда ему было 66, а ей — 31. И именно после их женитьбы Тейт стал делать крупные пожертвования, строить библиотеки, коллекционировать картины и, наконец, устраивать галерею. Хислоп обожала публичные мероприятия и королевские церемонии. Она стала настоящей находкой для репортеров и не раз украшала собой свежие номера иллюстрированной прессы.
История Генри Тейта забавна и парадоксальна: обеспеченный человек, придерживающийся очень консервативных взглядов и вкусов, основал галерею, которая призвана была стать собранием благопристойных работ британских художников. Его условием также была его анонимность. По какой-то странной иронии со временем галерея стала оплотом эксперимента и авангарда, а название, которое ее основатель установил для нее, не прижилось, — все знают ее как Галерею Тейта, но мало кто в курсе, что Генри Тейт, скорее всего, не оценил бы того, во что превратилась его затея.

Комментариев нет:

Отправить комментарий