Страницы

суббота, 1 марта 2025 г.

Вкусная живопись: Март из Часослова Маргариты Орлеанской,1430


В календарях виноградной лозе посвящены два, если не три месяца. Обычно в марте, реже в феврале в южных странах, фермер обрезает побеги виноградной лозы с помощью секача. Как часто бывает в иконографии XV века, женщина собирает срезанные ветки, чтобы связать их в связки, а крестьянка несет муку в поле в корзине. Менее часто этот месяц март иллюстрируется обычаями виноградной лозы: крестьянин вырывает виноградные лозы мотыгой или лопатой.

Здесь, в произведении, предназначенном для женщины, женская часть работы в винограднике, которую обрезает тепло одетый крестьянин, не включена.
Зодиакальный овен, интерпретированный в натуралистическом ключе, мирно пасется на зеленой лужайке, засаженной гвоздиками.

Maître des Heures de Marguerite d’Orléans
https://classes.bnf.fr/ema/feuils/marguerite/grand/3.htm
Париж, BnF, рукописный отдел, латынь 1156B, л. 2

Открытие Часословова Маргариты Орлеанской означает открытие окна в феодальный мир Средневековья. Сверкающие золотые миниатюры и рамки изобилия жизни, великолепно воплощенные, привлекают своим очарованием читателя, который очень быстро становится неутомимым исследователем фантастического мира. В каждой детали его путешествия ярко освещается готическая иллюминация в ее высочайшей степени совершенства. А престижный переплет 1752–1753 годов с изяществом золотого тиснения придает этому шедевру достойный вид.


«Книга с богатейшими рамками, с безумным богатством выдумки, сумма искусства Лимбурга и Бусико […] на каждой странице, разное оформление. Изготовлен около 1430 года, завершен около 1450 года и сохранился как новый, блестящий, сверкающий, великолепный». (Эберхард Кёниг, Свободный университет Берлина).
Текст этого Часослова, хранящийся в Отделе рукописей Национальной библиотеки Франции (MS. lat. 1156B), был написан в 1421 году в Бретани. По словам Эберхарда Кенига, именно художнику из Ренна было поручено создать иллюминированную версию на пергаменте, возможно, ввиду запланированного брака Маргариты с лордом Дома Бретани; но этот первый мастер только завершил календарь, так что остальное было выполнено под руководством анонимного художника, приехавшего, по-видимому, из Парижа после пребывания в Бурже. Как бы то ни было, мы признаем в этой рукописи шедевр позднеготического искусства, очень разнообразный по своему вдохновению, имеющий большую документальную ценность, с замечательным искусством верстки и особенно с границами на полях, которые чудесным образом сочетают в себе изысканность и живость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий