Ученые-обществоведы давно используют отчеты путешественников в своих исследованиях, но историки еды, как правило, полагаются на старые кулинарные книги. Я бы предположила, что отчеты путешественников о еде, встречавшейся в странах, в которых они оказались, таких как те, которые следуют далее, могут быть в равной степени интересными и полезными источниками информации для историков кулинарии.
Чтобы указать на широкий диапазон материала, который можно найти у таких авторов, сегодня я выбрала только одного в качестве примера. При использовании таких источников неизбежно возникает вопрос о надежности. Джон ле Карре в своем романе ««Убийство по-джентльменски»» заставляет одного из своих персонажей говорить: «Пока вы не узнаете происхождение информации, вы не сможете оценить отчет». Поэтому всегда необходимо узнать что-то об авторе, чтобы определить, насколько полезен отчет. Это требует немного больше копания, чем необходимо со старыми кулинарными книгами. Награда, однако, может быть более удовлетворяющей, поскольку эти отчеты составляют совокупность знаний, приобретенных через личный опыт из первых рук (мечта историка, первоисточник).
Поскольку темой является описание продуктов питания, можно предположить, что у путешественника не было других намерений, кроме как информировать.
Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди (ок. 896, Багдад, — сентябрь 956, Фустат) — арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота». Ибн Халдун назвал его «имамом» (главой) всех историков.
Аль-Масуди во время своих путешествий побывал в различных провинциях халифата Аббасидов, в Индии, на Кавказе, в регионах, прилегающих к Каспийскому морю, в Сирии, Аравии и Египте. Некоторые исследователи предполагают, что аль-Масуди также мог посетить Китай, Занзибар, острова Шри-Ланка и даже Мадагаскар. Аль-Масуди также упоминает в своих работах Древнерусское государство и Хазарию, и его работы являются важным историческим источником по истории этих стран.
В источниках упоминается не менее двадцати работ аль-Масуди, в том числе книга о ядах. Из них по крайней мере семь касались вопросов истории и географии. Его magnum opus в 30 томах — «Известия времени» («Ахбар-аз-заман») — утрачен, равно как и приложение к нему — «Средняя книга» («Китаб аль-аусат»). Уцелело сокращённое изложение «Известий времени» с замысловатым наименованием Мурудж аззахаб ва ма’адин ал-джавахир («Золотые копи и россыпи самоцветов», в устаревшем варианте перевода «Золотые луга»). Незадолго до смерти Аль-Масуди закончил второе дошедшее до нас сочинение Китаб ат-танбих ва-л-ишраф («Книга указания и наблюдения»), где исправил и уточнил информацию, изложенную ранее.
«Золотые луга» состоят из 132 разделов.Первая часть начинается с сотворения мира и ветхозаветной истории. Далее Аль-Масуди трактует об общественной жизни и нравах древних народов Индии, Эллады и Рима, попутно пересказывая систему Птолемея, рассуждая о климате, календарях и величайших храмах. Наряду с перипетиями политической жизни рассматриваются социально-экономические и религиозные вопросы, причём не только исламские, но и касающиеся индуизма, зороастризма, иудаизма и христианства. Со слов выкупленного в 845 году аль-Джарми, аль-Масуди сообщает о граничащем с Византией государстве славян. Сообщив о походе русов на Каспийское море в 912—913 годах, аль-Масуди принял реальный волок за мнимую протоку, связывающую Волгу с Доном или с Азовским морем.
Оба произведения аль-Масуди отличаются как наличием важных исторических подробностей, зачастую почерпнутых у античных авторов, так и изложением фантастических легенд и преданий в виде новелл, которые сродни сказкам «Тысячи и одной ночи» и, возможно, послужили одним из источников этой компиляции. Подобно другим средневековым географам, Аль-Масуди некритично воспроизводит слышанные им рассказы купцов и путешественников о далёких странах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий