Страницы

понедельник, 24 февраля 2025 г.

Вкусные истории: Уильям Аллен Эмбоден (родился 24 февраля 1935 г. Саут-Бенд, штат Индиана)

 


Уильям Аллен Эмбоден (родился 24 февраля 1935 г. Саут-Бенд, штат Индиана, в семье Уильяма А. и Милдред Э. Эмбоден) — американский профессор биологии. Лауреат Гран-при Поэзии Общества друзей Жана Кокто, 1989 год. Член Линнеевского общества Лондона; член Сигмы Си.

Он получил степень бакалавра наук в Университете Пердью в 1957 году. Степень магистра искусств в Университете Индианы в 1960 году. Доктор философии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1965 году. Он был научным сотрудником Ботанического музея Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс и преподавателем Оксфордского университета, 1998.
"Еще в халдейской цивилизации на юго-западе Азии были одни из первых, кто верил в растения, которых никогда не существовало, и эта практика
продолжалась и после Средних веков и эпохи Возрождения. Первоначально это делалось для того, чтобы развеять тайну, окружающую некоторые, казалось бы, чудесные события, и символически воплотить в физической форме различные аспекты - богатство, счастье, плодородие, болезнь и т. д. Позже люди начали изобретать "бессмысленные растения", чтобы оживить рассказ о скучном путешествии, а с изобретением печатной книги - чтобы развлечь читателей, которые любили верить в такие басни. Даже специи, которые были важным элементом средневековой еды, торговли, ремесла и общества, получили экзотическое и невероятное происхождение. Сказочные деревья и фауна, обсуждаемые здесь, - всего лишь небольшой пример множества фантастических растений, в которые верили наши средневековые предки. Как будет очевидно, деревья из-за своей долговечности и необъятности были главными среди растений, считавшихся священными, мистическими или мифическими.

Книга «Мифические растения Средневековья» основана на трудах Уильяма А. Эмбодена.

The barnacle tree

Один из самых удивительных ботанических мифов — миф о дереве, у которого были ракушки, которые раскрывались, чтобы показать гусей. Легенда об этом дереве была очень древней, и хотя Альберт Магнус в 13 веке осудил ее как ложную, рассказы об этом дереве были популярны среди травников вплоть до 18 века.
Уильям Тернер, английский травник XVI века, принял эту идею, как и Джон Джерард в своей книге «Травник, или Общая история растений» , опубликованной в 1597 году, в которой он писал: «...в Ланкашире есть небольшая земля, называемая Куча Валунов... где находится некая пена или пена, которая со временем превращается в некие ракушки». Эти раковины в форме мидий росли, пока не раскалывались, обнажая «ноги птицы, свисающие наружу... пока, наконец, она вся не вылезала наружу». Птица висела на клюве до тех пор, пока полностью не созревала, а затем падала в море , «где собирала перья и вырастала в мулу, больше кряквы и меньше гуся».
Bobun upas. Antiaris toxicaria, легендарное Баузорское дерево наркотических испарений
Первые путешественники в Малай вернулись с ужасающими историями о ядовитом дереве, растущем на островах около Катая, которое называлось Богун Упас — дерево ядов. Средневековому путешественнику следовало избегать этого дерева, так как оно производило наркотические и токсичные пары, которые убивали растения и животных на многие мили вокруг. Если кто-то засыпал в тени этого дерева, он никогда не проснулся. Малайзийцы предположительно казнили заключенных, привязывая их к стволу этого огромного дерева. К 15 веку рассказы об этом дереве стали фантастическими, и высоко стилизованные рисунки Богун Упас появились в некоторых из первых печатных книг. Сама легенда, вероятно, была основана на дереве Баусор ( Antiaris toxicaria ), которое производит ядовитый латекс, используемый туземцами для наконечников стрел.
Древо Познания

«...плод дерева, которое среди рая» — это ссылка в Ветхом Завете на то дерево, которое стало известно как «дерево познания».
В Эдемском саду человеку был предоставлен выбор между этим деревом, которое даровало смертность человечеству, и деревом жизни, которое даровало бессмертие. Не имея других указаний, художники и писатели представляли себе дерево познания как яблоко, инжир, грушу, кровь дракона и банановое дерево!
Самая странная интерпретация встречается в соборе XIII века в Эндре (Франция), где есть фреска, изображающая Еву, встречающую змею женского пола, обвившуюся вокруг гигантского ветвистого гриба, распространенного в Европе — слегка токсичного и галлюциногенного Amanita muscaria .
Человеческое Древо Жизни
Идентификация этого дерева различалась в зависимости от культуры и периода времени. Для
друидов деревом жизни был дуб из-за его возраста и того факта, что он был хозяином для омелы, их самого священного растения. Для древних евреев это был кедр, который давал древесину и нежное, драгоценно масло. Ассирийцы изображали дерево жизни как финиковое дерево, и поскольку они искусственно опыляли свои финиковые деревья, чтобы производить больше плодов, для них это было не только источником пищи, но и символом зачатия. Кроме того, из этого плода делали финиковое вино, которое использовали в качестве возлияния богам.

Согласно Библии, дерево жизни — это сикомор, который часто упоминается в Священном Писании. Для большинства это означает западный сикомор, дерево растений ( Platanus ). Однако древние египтяне также считали сикомор своим священным «деревом жизни», и поэтому идея о том, что это сикомор Platanus , должна быть подвергнута сомнению, поскольку этот вид не является коренным для долины Нила. На самом деле сикомор из Библии был диким фиговым деревом, посвященным плодородию, радости и загробной жизни. У фигового дерева лист очень похож на лист тутового дерева, и с течением лет два греческих слова, обозначающие инжир и шелковицу ( sycos и moros ), объединились, образовав название сикомор. Никакой «настоящий» сикомор никогда не был деревом жизни.
The amber tree

Янтарь, который, как мы теперь знаем, представляет собой стареющую смолу нескольких различных деревьев и кустарников, был неизвестен древним людям, которые почитали его как великий элемент магии и часто использовали в качестве талисмана.
Поскольку его чаще всего находили на берегах ручьев, в старых озерных ложах или в море, его часто считали продуктом рыбы, которую называли, соответственно, янтарной рыбой. Другие считали, что он появился из морской пены, которая кристаллизовалась, или из смолы, выделяемой некоторыми деревьями. Поэтому, когда художнику Hortus Sanitatis , опубликованного в 1491 году Якобом Мейденбахом, потребовалось изобразить янтарь, он искусно сочинил все эти легенды и создал пенящийся океан, в котором янтарная рыба плавает под янтарным деревом, растущим из воды. Выражение сомнения, выраженное во взгляде рыбы, возможно, говорит об этом лучше всего.
The apple of sodom. Яблоко Содома, которое превращается в пыль в руках человека
Завершая этот краткий обзор мифических растений средневекового мира, следует упомянуть Яблоко Содома, гигантское дерево, которое росло в заброшенной местности, которая когда-то была Содомом и Гаморрой. Любой путешественник в этом регионе, который был достаточно глуп, чтобы сорвать одно из яблок, превратил бы его в дым и пепел в своей руке — верный знак вечного недовольства Бога теми, кто поддастся физическому искушению на месте Его возмездия.
И, наконец, ни одно исследование сказочных растений не будет полным без упоминания дерева Зиеба, огромного, покрытого чешуей дерева, которое поддерживало на своих нижних ветвях гнездо из обнаженных грудей мужчин и женщин. Как и все те, кто предпочитает верить в рассказы об этих невероятных растениях, люди, отдыхающие на дереве Зиеба, проводят свои дни, сидя в возвышенных фантазиях, созерцая в изумлении все видимое и невидимое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий