Вкусная живопись: Февраль из Часослова Маргариты Орлеанской,1430
Февраль, иллюстрированный крестьянином, греющимся у очага, использует древний мотив. В эти циклы месяцев, в январе, человек возносил фимиам перед алтарем жертвоприношения. Средневековые художники, несомненно, неправильно поняли это новогоднее подношение и переняли его, превратив в аллегорию холодных месяцев, в частности февраля.
В отличие от весенней молодежи, пожилой мужчина, тепло одетый в пальто и с капюшоном, прикрытым шапкой, греет ноги и руки перед каменным камином с дровницами. Одетый в синий и красный, два теплых цвета по средневековым образцам, буржуа расположился в уютном, даже роскошном интерьере: не во всех домах был камин. Хорошо укрывшись в своем доме, защищенном решетками на окнах, он наслаждается разнообразными материальными благами, символизируемыми обильным кулинарным инвентарем: помимо дровниц есть стеллаж, глиняный горшок, в котором кипит «суп», еда на козлах. знак зодиака – Рыбы. Под солнцем два натуралистичных тунца (?) встречаются лицом к лицу в серебряном море.Maître des Heures de Marguerite d’Orléans classes.bnf.fr/ema/feuils...Париж, BnF, рукописный отдел, латынь 1156B, л. 2 февраляТекст этого Часослова, хранящийся в Отделе рукописей Национальной библиотеки Франции (MS. lat. 1156B), был написан в 1421 году в Бретани. По словам Эберхарда Кенига, именно художнику из Ренна было поручено создать иллюминированную версию на пергаменте, возможно, ввиду запланированного брака Маргариты с лордом Дома Бретани; но этот первый мастер только завершил календарь, так что остальное было выполнено под руководством анонимного художника, приехавшего, по-видимому, из Парижа после пребывания в Бурже. Как бы то ни было, мы признаем в этой рукописи шедевр позднеготического искусства, очень разнообразный по своему вдохновению, имеющий большую документальную ценность, с замечательным искусством верстки и особенно с границами на полях, которые чудесным образом сочетают в себе изысканность и живость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий