Страницы

пятница, 20 мая 2016 г.

Калининград, 19 мая (Литовский вал и Форт №5)

Если я поняла правильно, то температуру за окном можно понять по взбрыкивающей зебре и валяющемуся муфлону. Утро было замечательным.Особенно после отдыха и сна в течение 12-14 часов. А отдых мне требовался, т.к. расстояния тут не малые. 
Бастион Обертайх
По плану у меня сегодня было только одно обязательное мероприятие - закрытие Конгресса в 13.00, а потому отправилась я с утречка на Литовский вал. Сначала, скажу честно, не хотела я пройтись по нему - видела из автобуса и издали. Но потом, прочитав историю этих мест, рванула....Кстати...если бы не пара дней без дождя - не было бы никаких перспектив для такой прогулки.
Литовский вал изнутри
Здесь начинается треугольный бастион Обертайх, один из самых хорошо сохранившихся на Внутреннем кольце фортификационных сооружений.  Название это появилось ещё веке в 15, и это было что-то вроде Татарского вала в России: ударной силой литовцев служила конница, для которой непреодолимой преградой становился вал такой крутизны, чтобы на него не смогла взойти поперёк лошадь, сверху усиленный стеной и стрелковыми башнями.
Литовский вал был частью и укреплений 17 века, и укреплений 19 века. Участок до Королевских ворот - самый хорошо сохранившийся фрагмент Внутреннего кольца, на котором устроена аллея. Справа - оживлённая улица Литовский вал, слева - ров с многочисленными плотинами.
Бастион Грольман
Вот рядышком редюит бастиона Грольман и укреплённая казарма Кронпринц.
Идём дальше по валу. Грольман и Обертайх на взгляд неспециалиста отличаются только формой редюитов и современным состоянием. Здесь такие же точно погреба - но заброшенные.
Королевские ворота
Бастион Купертайх
Королевские ворота украшают фигуры монархов - чешского короля-крестоносца Оттокара I (основатель Кёнигсберга), первого прусского короля Фридриха I и герцога Альбрехта, основателя лютеранского Прусского герцогства. В советское время все они были обезглавлены, и ворота были известны как Ворота Безголовых Королей. 
За воротами собственно вал не сохранился, от бастиона Купертайх остался лишь редюит, занятый ныне рестораном.
Закхаймские ворота
Последний ворота - Закхаймские (1850-52), отличающиеся суровым "рыцарским" обликом. Мимо них проходит Московский проспект.Рядышком - старейшее уцелевшее в Кёнигсберге гражданское здание, бывший Королевский сиротский дом, основанный в день коронации Фридриха I (1701) и построенный к 1703 году.
Два часа быстрой ходьбы на старые дрожжи утомили и меня. А потому, еще два часа я отдыхала и собралась на закрытие Конгресса, до которого не менее 40 минут ходьбы.
Кстати, я опоздала.
Закрытие Конгресса
Ну, до меня уже все с увлечением слушали руководителей Российской библиотечной ассоциации и смотрели концерт лучших исполнителей Калининградской области в классической манере. Знаете, испытала огромное удовольствие от чистых голосов, искренности и исполнения без фальши. Поймала себя на мысли, что давно я такого не слышала и не чувствовала этого душевного подъема от классики. Аж, всплакнула....

Вот, и закончился Конгресс. Я получила какой-то Сертификат об участии. Думаю, вы понимаете, что на меня это не произвело никакого впечатления....уж, точно гораздо меньше, чем слушание классической музыки.
Еще до финала я размышляла о планах на последние два дня моего пребывания в Калининграде. С одной стороны, все уже как-то и посмотрела. С другой, еще столько всего!!!
Форт №5, Калининград

План сам собой выстроился. И уже сегодня, после финала Конгресса, я отправилась поглядеть на Форт №5. Про первую линию обороны я писала сегодня утром. А Форт №5 - это вторая линия обороны Калининграда, из которой сохранились лишь единицы. И все они находятся так далеко от центра, что добраться до всех просто не получится. Потому, я приняла решение добраться до самого известно форта. На автобусе (18 руб. за поездку).
Форт № 5 "Король Фридрих Вильгельм III" - военное фортификационное сооружение , которое прикрывало шоссейную дорогу на Пиллау. Относится к кольцу фортов «Ночная перина Кёнигсберга». Время постройки — конец XIX века. Представляет собой шестиугольное сооружение из кирпича и бетона, вытянутое по фронту, длиной 215 и шириной 105 метров. Окружён рвом с водой, каменной стеной и земляным валом. Толщина стен - до 5 метров. В земляном валу были оборудованы траншеи и огневые позиции для пулемётовогнемётовминомётов и артиллерийских орудий. Ширина рва - 20-25 м, глубина — 5 м. Перекидной мост, соединяющий форт с прилегающей территорией, прикрывал бетонный дот (ныне разрушен). Сам форт был обсажен деревьями и кустарником с целью маскировки. 

Я обошла Форт вокруг - дорожка была бетонной, удобной и окруженной зеленью. И со всех сторон попадались памятные камни с именами тех, кто погиб при взятии этого Форта в апреле 1945-го. 
Альбом дня по ссылке  https://my.mail.ru/mail/ovsnnkv/photo/6356
Завтра же на Куршскую косу....

Комментариев нет:

Отправить комментарий