«Не хлебом единым жив человек»; однако в ранней Франции некоторые святые поступали именно так, если верить агиографиям. Святой Лупус ( ок. 383 – ок. 478 ) жил только на ячменном хлебе. Святой Григорий Лангрский (ок. 446-539) ел ячменный хлеб, который прятал под пшеничным хлебом, и пил воду, тщательно используя сосуд из непрозрачного стекла, чтобы скрыть этот факт от окружающих. (Тема сокрытия своих святых действий встречается и в других местах.) Святой Герман Парижский (ок. 496 – 576) не только питался хлебом, но и, как говорят, сам его перемалывал и просеивал. Строго говоря, он не просто ел хлеб – он посыпал его пеплом. Только Григорий Турский упоминает святого Монегунда (VI в.), который, по его словам, также ел только ячменный хлеб и пил очень немного вина по праздникам, да и то с большим количеством воды.Святой Бруно Кельнский (ок. 1030-1101), основатель ордена картезианцев, ел (за редкими исключениями) только хлеб с отрубями.
Для светского читателя первый вопрос при чтении таких рассказов: насколько они достоверны? В конце концов, агиографии обычно включают рассказы об откровенно чудесных событиях (часто связанных с едой). Плюс, у них есть очевидная цель: подчеркнуть святость своих персонажей.
В то же время эти истории описывают людей ревностной веры, людей, которые, кроме того, имели основания подавать пример, особенно в те ранние века, когда католицизм боролся не только с язычеством, но и с арианством и другими ересями. Экстремальное самоумерщвление было одним из способов продемонстрировать преданность менее уверенным. Современное понимание анорексии и булимии только делает образ преднамеренного самоограничения, движимого однонаправленной верой, еще более правдоподобным.
Также мы должны быть осторожны, чтобы не судить об «адекватной диете» по привычным стандартам. Может ли кто-то жить на диете, состоящей только из хлеба? Многие в последующие века делали именно это – если не по собственному выбору.
На самом деле, не все святые, даже по агиографическим свидетельствам, доходили до таких крайностей. Но одной константой в большинстве этих историй является употребление ячменного хлеба. Важно понимать, что если для галлов это было обычной пищей, то для человека римской культуры (которая пронизывала раннюю Церковь) употребление ячменного хлеба было кулинарным эквивалентом ношения власяницы (даже без добавления пепла). Римляне кормили ячменным хлебом собак и использовали его в качестве карательного пайка для солдат. Даже бедняки в ранней средневековой Франции часто получали хлеб, хотя и черный, сделанный из пшеницы или маслина (смесь пшеницы и ржи). Помимо изначально скромного статуса зерна, у него есть и техническое неудобство: оно плохо поднимается.
Тогда понятно, почему даже самые святые люди часто добавляли что-то в свой хлеб. Сам Св. Винвало ( ок. 460 – 532) ел только грубый ячменный хлеб (опять же с золой), но в основанной им бретонской общине монахи могли добавлять к нему вареную зелень и корни или ячменную муку, смешанную с зеленью. По субботам и воскресеньям трапезы были, сравнительно говоря, просто роскошными: им разрешалось есть сыр и моллюсков.
Святая Женевьева (ок. 419/422 – 502/512) подала свой ячменный хлеб с бобами, которые варились в горшке в течение двух или трех недель. Если что-то здесь и вызывает сомнения, так это последняя деталь, хотя тот факт, что огонь мог поддерживаться регулярно в холодные месяцы, означает, что для этого требовалось немного больше, чем просто оставить горшок на огне и время от времени добавлять воду. Более существенным является вопрос: каковы на вкус трехнедельные бобы? (Предположительно, пресная и слегка подгоревшая каша.)
Одна из вещей, которая делает биографию Женевьевы одной из наиболее достоверных, это тот факт, что она, как говорят, в пятьдесят лет изменила это меню (хотя и по приказу епископов) на ячменный хлеб, рыбу и молоко. (Такое признание физических потребностей святой редко встречается в этих работах и звучит реалистично.) Поскольку святая Женевьева также избегала «вина или чего-либо еще, что могло бы опьянить», молоко было одной из ее немногих альтернатив. Интересно, однако, что отрывок подразумевает, что она не пила его (по крайней мере, регулярно) раньше. (Отметим также, что это редкое конкретное упоминание о питье молока в раннем Средневековье.)
Святая Клотильда (465-545), которая, будучи первой королевой Франции, предположительно способствовала обращению Хлодвига, после того, как отказалась от королевской жизни, питалась только хлебом, бобовыми и водой.
Среди святых, если не совсем святых, Григорий де Тур пишет об отшельнике по имени Хоспиций, который жил на хлебе и нескольких финиках, а в Великий пост употреблял «корни некоторых растений, распространенных в Египте. Сначала он выпивал бульон, в котором они варились, а потом ел их».
Святая Радегунд (ок. 520–586) представляет собой более сложный, потому что лучше документированный, пример. Ее биография особенно богата и тем более достоверна, что была написана ее другом Венанцием Фортунатом.
Григорий Турский рассказывает историю о бескомпромиссном святом Люпицине из Локонна (или Юры; конец IV в. – 480/493 гг.), который прибыл в одну из основанных им общин в то время, когда там готовилась трапеза:
Там он увидел великое приготовление различных блюд, как бы множество рыбы, нагроможденной, и сказал в сердце своем: «Нехорошо, чтобы монахи, ведущие уединенную жизнь, употребляли столь неподобающие блюда». И тотчас же он приготовил большой медный котел, и когда он, поставленный на огонь, начал нагреваться, он положил в него все приготовленные блюда, рыбу с зеленью и бобами, и все, что предназначалось для трапезы монахов, тогда он сказал: «Теперь пусть братья насытятся этой кашицей, потому что они не должны предаваться наслаждениям, которые могут отвлечь их от их божественных занятий».
Результат? Двенадцать братьев сразу же ушли в гневе ( iracundia inflammati; «разгоревшись гневом») , а брат святого, Роман, сказал ему: «Если это должно было вызвать разгон наших братьев, то, пожалуйста, Небеса, вы никогда не ходили к ним!» Если бы события здесь в конечном итоге сложились к удовлетворению Лупицина, со временем рассказы, подобные тем, что были процитированы ранее, стали бы более редкими, а правила монастырей более приспособленными к человеческой слабости.
http://www.gutenberg.org/ebooks/20450
Комментариев нет:
Отправить комментарий