Страницы

вторник, 16 января 2018 г.

Что же это за Путь такой???

На Руси паломничество или, как ранее называли, поклонничество, издавна считалось неотъемлемой частью религиозной жизни и одним из основных видов проявления благочестия для верующего человека. Тысячи людей разного социального статуса, от царственных особ до крестьянского сословия, отправлялись на богомолья. Культурная традиция русского паломничества предполагала как молитвенный подвиг, так и телесный. Эти две неотъемлемые составляющие присутствуют в православном паломничестве и сегодня, когда эта традиция возрождается.
Мне это изображение Св.Иакова
нравится больше всех:)
Люди из разных точек мира уже много веков отправляются в старинный паломнический путь Camino de Santiago (дорога святого Иакова) к общехристианской святыне - мощам апостола Иакова Зеведеева, находящихся в испанском городе Сантьяго де Компостелла — столице провинции Галисия. Связано это и с тем, что в Средние века паломничество к святому Иакову было приравнено к паломничеству в Иерусалим и Рим, и паломник в конце дороги получал индульгенцию. За последние 30 лет маршрут снова стал очень популярным и по нему потекли реки паломников.
Сейчас пилигримам вместо индульгенции выдают креденсиаль (credencial) - некий диплом пилигрима, документ на латыни, подтверждающий совершённое паломничество. Русских паломников - туристов на этой дороге немного, но по степенно количество наших соотечественников увеличивается.
Креденсиаль (credencial)
Можно сказать, что El Camino de Santiago —это самый известный пеший христианский паломнический маршрут в Европе, ведь самое первое паломничество по дороге св. Иакова совершили придворные короля государства Леон в 813 г. во времена ещё неразделённой христианской Церкви. С тех пор не иссякает поток, идущих в Сантьяго де Компостелла со всего мира. Как раньше, так и сейчас паломников, идущих именно по этому маршруту, называют пилигримами.
Прежде чем говорить о маршруте, стоит вспомнить, что апостол Иаков, к чьим мощам идут поклониться люди разных национальностей и вероисповеданий — старший брат Иоанна Богослова наряду со своим братом и апостолом Петром был одним из самых приближенных учеников Христа. Существует предание, что он проповедовал христианство на Пиренейском полуострове — современная территория Испании, куда, скорее всего, апостол приплыл на торговом корабле из Палестины. Согласно преданию, после проповеди на этих землях святой Иаков возвратился в Палестину не один, а вместе с испанскими учениками - Атанасио и Теодоро (Афанасий и Фёдор). По возвращению в Палестину, по приказу царя Ирода Агрипы I апостол был обезглавлен в 44 году.
Существует несколько версий относительно того, как попали мощи апостола в нынешний город Сантьяго де Компостелла. В одной из версий говорится о том, что испанские последователи апостола выкрали тело своего наставника апостола и привезли его в Испанию, а, именно, в местечко Ириа Флавиа (там, где появится позже город Сантьяго де Компостела). Впоследствии там же были похоронены сами ученики. Позднейшие раскопки обнаружили довольно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей и зафиксировали факт существования здесь маленькой монашеской общины. Но уже к концу II в. гробница постепенно пришла в запустение.Только в 813г. живший в этой местности отшельник Пелайо, наблюдая загадочное свечение, обнаружил в каменной гробнице трое мощей, которые предположительно принадлежали апостолу Иакову и его ученикам Теодоро и Атанасио. Он сообщил об этом местному епископу Теодомиру, а тот, в свою очередь, королю Альфонсо II, который, вместе со своей свитой, отправился в первое паломничество по Камино де Сантьяго. Дорога, по которой проехал король Альфонсо II, получила название «примитивной» или «первоначальной», и это — самый короткий маршрут из всех, существующих в настоящее время.
Сегодня существует множество маршрутов, разных по сложности и продолжительности: первоначальный (camino primitivo), французский (camino frances), северный (camino del norte), английский (camino ingles), португальский (camino portugues) и другие маршруты. 
Поражает и то, что среди паломников очень много пожилых людей. При этом большинство из них — не испанцы, а жители Италии, Франции и других стран, которые специально приехали ради паломнического путешествия в Испанию. Для удобства многие из них шли со спортивными палками для ходьбы, кто-то с посохами, которые являются ещё одним символом пилигримов.
Каждый идёт в своём ритме, и проходит разное количество километров. Интересно и то, что пилигримы идут в течение всего года, то есть нет определённых дат для совершения паломничества к мощам апостола. Конечно На протяжении всего маршрута очень часто можно встретить выложенные из камней кресты, цитаты из молитв, подбадривающие вывески, лозунги и просто надписи на стенах или мостах. Чувствуется незримая поддержка сообщества пилигримов, и это очень укрепляет дух идущих к святым мощам.
В период арабского завоевания Испании в средние века Святой Иаков стал восприниматься испанцами и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Трепетное отношение к нему и к его мощам сохранилось до сих пор и у тех, кто идёт поклониться, и просто у местных жителей тех городов и сёл, через которые проходит маршрут пилигримов. В среде паломников существует взаимная поддержка, также как есть ощущение единства между паломниками и местными жителями. Эта доброжелательность чувствуется особенно сильно, когда на протяжении всей дороги встречающие пилигрима, будь то, другой пилигрим или просто местный житель — приветствуют идущего словами «Buen camino!», что в переводе означает: «Хорошей дороги!».
Самым распространённым из маршрутов является французский вариант дороги «Camino de Frances». Этот путь выбирают 80% пилигримов и на нём наиболее развита инфраструктура и система разметки пути. В качестве ориентиров выступают самые разные изображения раковины морского гребешка, которая стала символом паломников к мощам апостола Иакова. Раковины можно увидеть вмонтированными в асфальт, висящими на домах. Второй символ — подсказка:
жёлтые стрелочки, которые тоже могут быть как на домах, дороге, так и на камнях. Почти при любом разветвлении дороги — есть подсказка. Это обеспечение безопасности и проявление заботы об идущих паломниках, что помогает чувствовать себя спокойно в течение всего очень длинного пути (500–700 км.) и является безусловным плюсом практически неизвестным ни на одном православном паломническом пути. Возможно, именно поэтому так много людей, как пожилых, так и молодых, решаются пройти Камино де Сантьяго.
Молитвенная составляющая не является главной для большинства людей, совершающих паломничество.

Возможно, это объясняется тем, что в последние годы Камино де Сантьяго набирает всё большую популярность не только у глубоко верующих людей, стремящихся совершить паломничество по религиозным причинам, но и у тех, кто любит открывать для себя новые места, новые возможности, впечатления, у тех, кто через физические трудности просто хочет преодолеть самого себя. Кто-то отвечает на вопрос о причине своего паломничества: «Мне было необходимо размышлять». Писатель, дипломат, член Французской академии Жан-Кристоф Рюфен считает, что, «путь заставляет забыть причины, которые заставили человека вступить на него…» и первоначальные основания уходят на второй план, «паломничество в Компостелу уничтожает размышления, которые привели тебя к решению его предпринять».
Что же есть этот путь для идущих: паломничество, культурный туризм или спортивный поход? Безусловно, что каждый паломник ставит свои цели, идя в паломничество к мощам апостола Иакова, нельзя говорить обо всех одинаково. Но, исходя из увиденного, можно сделать вывод, что для большинства пилигримов этот путь, в первую очередь, некое телесное преодоление, а не духовный подвиг.

В этом видится отличие от русской паломнической традиции, которая больше ориентирована на молитвенное, а не телесное деяние. Момент телесных преодолений и страданий всегда подчёркивался в большей мере в православии. Это отражается как в иконописи и религиозной живописи, так и в других областях культуры. Но, как бы ни отличались традиции современного паломничества в католичестве и православии, в данной статье мы обращаем внимание на то, что обе эти традиции живы и иногда даже объединяются, как это можно увидеть на пути к общехристианской святыне — мощам Св. апостола Иакова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий