Страницы

вторник, 6 февраля 2018 г.

Прибамбашки Камино: раковина

У Дороги есть множество древних символов, смысл которых когда-то однозначно прочитывался, но спустя века может показаться размытым. Вот описание одного из них.



Самый, пожалуй, древний символ этого конкретного паломничества — раковина. Причем не какая попало, а совершенно конкретная, по-латински именуемая Pecten maximus — один из ее подвидов носит еще более откровенное имя: pecten jacobaeus. По-французски весь этот вид откровенно именуется coquille Saint-Jacques, ракушка св. Иакова: это род морского гребешка, который живет именно там, на краю земли — на галисийском побережье, в Финистерре, где заканчивается “земля изведанная”, обрываясь в Атлантику (finis terrae и означает буквально — “край земли”). Такие ракушки прикрепляли на шляпы, на плащи, на дорожные мешки, на сбрую лошадей средневековые паломники в качестве материального доказательства, что они действительно дошли до святого места, а потом и в качестве метки, обозначавшей направление паломничества. Средневековые люди, большие любители реликвий и символов, вносили эти раковины в свои гербы — если увидите в геральдике что-нибудь подобное, смело можете заявлять, что кто-то в этом древнем роду дошел до Сантьяго. 
Паломничество совершали с самыми разными целями, в том числе и в качестве епитимии за какие-либо совершенные грехи, а в Святом Городе получали индульгенцию — свидетельство о том, что епитимия выполнена и раскаянный, отпущенный в исповеди грех никак не продлит теперь срок паломника в Чистилище и не повлечет за собой кары на земле. Именно эти полные индульгенции, выдаваемые за паломничество, стали прародителями нынешней “Компостелы” — выдаваемого в Компостельском соборе св. Иакова торжественного епископского свидетельства, что сей пилигрим и впрямь самолично проделал священный путь.

Так как путь св. Иакова стал первым хорошо разработанным всеевропейским путем “большого паломничества” (ведь были еще и малые, к местным святыням), то ракушка стала и до сих пор остается знаком “паломника вообще”: ее можно и на шляпе святого Роха встретить, хотя он-то ходил не к апостолу Иакову, а в Рим, к святому Петру! А символом паломника в Рим была не раковина, а оливковая ветвь, знак мученичества Петра и Павла. Впрочем, символы паломничества, унаследованные нами от средневековья, успели неоднократно перевиться и переплестись меж собою: в частности, само слово romero, romeo, romieu, изначально означавшее именно паломника в Рим, стало просто синонимом слову peregrin, pelerin, peregrino, пилигрим.
Так вот, вернемся к ракушке, она же la concha del Camino — ракушка Дороги, она же coquille de Saint Jacques, она же Pilgrim’s scallop (пилигримская раковина). В лавочке при каждом святилище, у которых традиционно берут начало европейские Дороги, вы найдете множество вариантов этого паломнического символа, чтобы никто по Дороге, не дай Бог, не ошибся в определении направления вашего движения и не принял вас за простого туриста или прохожего. Ракушки настоящие, ракушки металлические, деревянные, пластиковые, медальоны, четки-розарии из ракушек, ракушки-нашивки, ракушки вышитые на шляпах и майках, ракушки натуралистичные, ракушки символичные, ракушки с картинками, ракушки ювелирные. Кое-где предприимчивые французские детишки будут предлагать вам в деревнях по Дороге купить у них ракушку на веревочке, за пожертвование, веревочка бесплатно… Общество “Друзей святого Иакова” бесплатно снабдит вас ракушкой вместе с креансьялем и добрым советом. Ракушками будет отмечено большинство паломнических приютов по Дороге, ракушками частично размечен маршрут, по ракушкам на рюкзаках и одежде вы будете отличать собратьев-паломников. Ракушку вам может по пути освятить, наряду с прочими паломническим сакраменталиями, какой-нибудь священник. В общем, символ Дороги к Иакову так же жив, действен и священен, как и в начале жизни Дороги, когда паломники искренне верили, что ракушка на шляпе (а заодно на плаще, на груди, на суме, на посохе, на седельной луке — везде, где только возможно, как кресты у крестоносцев) — будет защитой в пути и дополнительным воздействием на совесть встречных разбойников. Ведь каждому известно, что грабить — грех, но грабить паломника — грех вдвойне, все равно что воровать из храма, ведь паломник на время пути особым образом принадлежит Господу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий